Если встать в самом начале Ходжи-Салы (деревенька у подножия Мангупа), спиной к озеру, то слева будет кафе. Закажите вкусных чебуреков и шурпы, а потом попросите хозяев или официантов показать Мангупского мальчика (он лежит за кафе)...

— Профессор, а вы-то сами верите в привидения?
— Конечно, нет, — ответил тот и растворился в воздухе

Братья Стругацкие


   I) Давным-давно, когда готское княжество Феодоро на горе Мангуп было в расцвете, его жители решили построить мощную стену-укрепление, которая защищала бы город от вторжения врагов. Но сколько ни возводили строители стену, она раз за разом разрушалась. И тогда, повинуясь пророчеству, в каменной кладке замуровали сына предводителя города. С тех пор, вот уже сотни лет, жители окрестных деревень видят мальчика в старинной одежде, окружённого сиянием. Губы его беззвучно шевелятся, словно он хочет что-то сказать или о чём-то предупредить...

   «В конце 1960-х годов трое молодых туристов, примерно в конце октября, забрели на Мангуп. Погода была скверная — ветер с дождём. Они уже поставили палатку и собрались ложиться спать, как вдруг откуда-то из-за ветра послышался детский плач. Не крик младенца, за который можно принять "голос" какого-нибудь зверя, нет! Плакал ребёнок лет 6-7, всхлипывая и рыдая в голос.

    Один из друзей вышел поглядеть, кто это здесь заблудился. И исчез. И тоже пропал.

    А ребёнок продолжал плакать... Через двое суток после этой ночи жители села Залесное поднялись на Мангуп за заготовленным сеном. Они и обнаружили присыпанную первым снегом палатку, в которой сидел совершенно седой юноша и твердил: "Он плачет, он все время плачет!"».

Кто-то скажет, что это обычная байка. Из тех, какими всегда пугают новичков в горах. Однако один из авторов лично держал в руках отчёт Контрольно-спасательной службы Бахчисарайского района за 1966 год, где сказано, что в районе Мангупа в октябре исчезли двое туристов. Через трое суток оба были найдены — один в районе села Терновка, что в 4 км от Мангупа, другой — за посёлком Куйбышево (5,5 км от Мангупа) — живые. И оба доставлены в областную психиатрическую лечебницу с диагнозом «Психическое расстройство на почве сильнейшего нервного потрясения». Что с ними было, они не помнят и не могут объяснить, как оказались там, где их нашли. Вот так...

    Мангупского мальчика с тех пор слышали не раз, особенно в ненастную погоду и зимой. Никто точно не знает, кто он. Одни предания говорят, что это дух младшего из сыновей князя Александра, проклятого отцом за предательство отеческой веры и переход в ислам. Другие — что это просто ребёнок, уцелевший во время резни декабря 1475 года, бродит по руинам родного города и ищет родителей. Кто знает...

II) Мальчишка был последним мангупским принцем. Турецкие султаны обычно держали таких пленников в своём главном дворце Серале как заложников. Их насильно обращали в мусульманство и воспитывали для порабощения их собственного народа. Вырастая, эти оборотни своим фанатизмом в насаждении ислама и кровавыми зверствами в родных краях, пугали даже своих воспитателей.

    Поэтому принц не стал сдаваться в плен, а бросился со стены в отвесную пропасть. Было это, кажется, в 1475 году. С тех самых пор и нет покоя чужеземцам на Мангупе. Вот уже полтысячи лет появляется в лунном свете стройная прозрачная фигурка. Задержишь на ней свой взгляд и уже не оторвёшь. И легко вскакиваешь на ближайшую стену из поросших ярким мхом неподъёмных каменных глыб. И вот уже, как ребёнок, забыв обо всём, ты мчишься наперегонки с легконогим мальчишкой. С камешка на камешек, с башни на башню. И странный этот танец настолько сладок, что мысль о смерти уже совсем не пугает. И ты делаешь вслед за ним свой последний шаг, и летишь в тёмное чрево пропасти.

Отвесные скалы бесконечно повторяют твой крик, предостерегая тех, кто пока ещё жив. Ведь для Мангупского мальчика, утратившего свою княжескую семью в день страшной резни, любой чужеземец в ответе за то, что было более пятисот лет назад.

    Есть поверье, что дух «Мангупского мальчика» только тогда обретёт покой, когда в мёртвом городе снова родится ребёнок...

   III) Когда Мангуп только родился, на нём жили всего два человека: парень и девушка. Они очень любили друг друга, но родители девушки отдали её замуж за другого, а парня вскоре убили на войне. Девушка, не выдержав разлуки, умерла. Вскоре, когда на Мангупе появились люди, там родился младенец, и душа убитого влюблённого вселилась в него, а душа девушки - в другую маленькую девочку где-то далеко, и каждый из них искал свою вторую половинку, но тщетно. Так продолжалось много поколений, пока мужская душа не вселилась в будущего мангупского князя из династии Феодоро. Он всегда знал, что где-то есть девушка, которая создана для него. Он повсюду искал её, и не мог найти.

Однажды, в крепость пришла голодная нищенка, вместо одежды на ней были жалкие лохмотья, лицо запачкано дорожной пылью. Но князь узнал в ней свою возлюбленную, накормил и приютил её. Они поняли, что любят друг друга и вскоре у них родился сын. Говорили, что этот мальчик знает все тайны Мангупа. Когда мальчику исполнилось 18 лет, на крепость напали турки, было страшное жестокое сражение, сын князя был убит... С тех пор его душа обречена бродить по Мангупу, пока он не найдёт свою возлюбленную, или пока на горе не будет зачат и рождён младенец. Считается, что конец страданиям мангупского мальчика 5 лет назад положила одна московская девушка, приехавшая на Мангуп с экскурсией. Она влюбилась здесь в обитателя горы, отбилась от своих и осталась на горе. Позже на Мангупе был зачат и рождён младенец, в которого по преданию и переселилась душа Мангупского мальчика.

   Но есть и другая версия: та девушка через год забрала ребёнка и уехала, и теперь приезжает на гору только изредка. А на Мангупе есть другой ребёнок, год назад его родила одна женщина по имени Яна, мальчику скоро будет год, он ни разу не покидал Мангуп, и, по словам матери, покидать не собирается. Выходит, что его тоже можно считать Мангупским мальчиком.

   Кто из них настоящий, рано или поздно рассудит Мангуп, ведь за ним мудрость веков.

   ещё есть мнение, что легенду о Мангупском мальчике придумал один преподаватель ПТУ, дабы дети ночью не шлялись по скалам. Т.е. это реальный исторический персонаж, но мистика — чисто красивая страшилка. Так оно или нет, но есть реальная основа — на Мангупе много каверн и пещер, какие-то пустоты в определённых условиях резонируют, что как-то воздействует на некоторых людей.

Легенда о Мангупском Мальчике

Лет сорок назад в дождливый октябрьский день трое туристов поднялись на гору Мангуп. Разбили палатку, собрались отдыхать. Вдруг ветер донес детский плач. И не просто плач — отчаянные рыдания ребенка лет шести-семи. Один из путешественников бросился искать заблудившегося малютку. Да и пропал навсегда. Так гласит одна из бесчисленных крымских легенд о Мангупском Мальчике.

«Опять скрипит потертое седло…» Скрипит на спине симпатичного ослика, уходящего по неудобной тропе, спрятанной под сенью густого лиственного леса, к вершине горы по имени Мангуп. Кругом — следы какой-то давней, былой жизни: каменные трубы, чаны для воды, странной формы надгробия…
Мангуп-кале, или просто Мангуп, — средневековый город-крепость в Бахчисарайском районе Крыма, возвышающийся над долинами на 250—300 метров и занимающий плато в 90 гектаров. В XII—XV веках он служил столицей христианского княжества Феодоро, где жили православные греки, крымские готы, татары, армяне, восточные славяне. Но в 1475 году Феодоро, не выдержав пятимесячной осады, было захвачено войсками паши Гедик-Ахмеда и превратилось в турецкую крепость. А все его население — около 15 тысяч человек — было истреблено.
Сохранившиеся крепостные сооружения тянутся в общей сложности на полтора километра, а всего длина оборонительного контура (со скалистыми обрывами до 70 метров) — чуть не семь километров. Вокруг имеется множество живительных родников.
Мангуп — самая загадочная, самая мистическая крымская гора. Поднимитесь на нее пешком или действительно на ослике — ведь рядом единственная в Крыму ослиная ферма. И наверху вас ждут руины царского дворца и некогда грозной цитадели. Лагерь археологов, над которым гордо развевается российский флаг. Стойбище «индейцев» с самыми настоящими вигвамами. Уютные поляны, обжитые любителями позагорать в чем мать родила. И даже то место рядом с остатками бункера, с которого 4 июля 1942 года будущий фельдмаршал Манштейн визуально — единственный случай в XX веке — руководил взятием Севастополя. Не зря Мангуп называют еще и «кругозором Крыма»: посмотришь на северо-восток — вырисовываются окраины Симферополя, на востоке поднимается громадина Чатырдага, на юго-западе хорошо видны бухты Севастополя и Балаклавы.
Но больше всего влекут туристов бесчисленные казематы и пещеры Мангупа. Их великое множество на горе, имеющей форму ладони с растопыренными пальцами-мысами.
Самый знаменитый — Тышкли-Бурун («дырявый мыс» — через окно-пещеру он просматривается насквозь) с пещерой Барабан-Коба. Держит ее столп. Ударь по нему — и в долго не смолкающем гуле услышится немало преданий и легенд. В том числе и самая старинная, о казаке и турке. Поверишь тут, если по ночам на верхнем плато внезапно слышится чей-то заливистый, оглушительный хохот!
Рассказывают, в XVI веке комендант мангупской крепости любил вызывать к себе русского казака, томившегося в одном из казематов. Ох и любил турок послушать рассказы пленника о разных походах-приключениях!
И вот как-то попросил узник турка ослабить его кандалы. Мол, открою тебе тайну казацких сокровищ, спрятанных на Мангупе. Послушался турок, и так начал рассказывать-завораживать пленник, что вмиг заснул властелин крепости. И снилось ему, что идет он таинственными подземельями Мангупа и вдруг в одном из дальних уголков видит — блеснуло что-то. Стал копать — точно, посыпались золотые монеты и драгоценные камни, но… Тут проснулся турок — а на полу лишь брошенные кандалы.
Но не стал он преследовать казака — поверил его рассказам. И с тех пор потерял покой и сон, излазил все скалы и пещеры древней твердыни. Но однажды, не рассчитав, сорвался в пропасть. С тех пор, говорят, и бродит по верхнему плато казак, вовсю хохоча над обманутым неприятелем.

Отважный принц или покорная жертва?
Так и Мангупского Мальчика здесь слышали не раз, особенно в ненастную погоду и зимой. Кто он: дух ли княжича, проклятого отцом за переход в ислам? Просто ребенок, чудом уцелевший во время кровавой резни декабря 1475 года?
Так вот, есть легенда о том, как давным-давно христианское княжество Феодоро на горе Мангуп решило построить мощное укрепление. Но сколько ни возводили строители стену, она раз за разом рушилась. И тогда в каменной кладке замуровали сына предводителя города. С тех пор вот уже сотни лет жители окрестных деревень видят мальчика в старинной одежде, окруженного сиянием. Губы его беззвучно шевелятся, словно он хочет о чем-то предупредить.
И ведь было о чем! Потому что вторая, самая известная легенда связана с трагедией 1475 года. Мальчишка действительно был последним мангупским принцем. Турецкие султаны обычно держали таких пленников в своем главном дворце Серале как заложников, насильно обращая в мусульманство и воспитывая для порабощения их же собственного народа.
Поэтому наследник князя Александра, последнего христианского правителя Феодоро, не стал сдаваться в плен, а бросился со стены в отвесную пропасть. С тех самых пор и нет покоя чужеземцам на Мангупе! Вот уже полтысячи лет появляется в лунном свете стройная прозрачная фигурка. Задержишь на ней свой взгляд — и уже не оторвешь. И легко вскакиваешь на ближайшую стену из поросших ярким мхом неподъемных каменных глыб.
И вот уже, как ребенок, забыв обо всем, ты мчишься наперегонки с легконогим мальчишкой. С камешка на камешек, с башни на башню. И странный этот танец настолько сладок, что мысль о смерти уже совсем не пугает. И ты делаешь вслед за ним свой последний шаг и летишь в темное чрево пропасти…
Отвесные скалы бесконечно повторяют твой крик, предостерегая тех, кто пока еще жив. Ведь для Мангупского Мальчика, утратившего свою княжескую семью в день страшной резни, любой чужеземец в ответе за то, что было более пятисот лет назад.
Третье повествование — самое романтическое. Когда-то на Мангупе жили всего два человека: влюбленные юноша и девушка. Парня убили на войне, и девушка, не выдержав разлуки, умерла. Через много поколений душа юноши вселилась в будущего мангупского князя из династии Феодоро. Он всегда знал, что где-то есть девушка, созданная для него, повсюду искал ее и не мог найти.
Однажды в крепость пришла голодная нищенка в жалких лохмотьях, но князь узнал в ней возлюбленную, и вскоре у них родился сын. Этот мальчик знал все тайны Мангупа. Как и все, убитый турками, он оставил на родине свою душу, обреченную бродить по Мангупу, пока он не найдет свою возлюбленную или пока на горе, в мертвом городе, не будет зачат и рожден младенец.

Так был ли Мангупский Мальчик?
Достоверно известно, что в 1475 году турки действительно захватили в плен малолетнего наследника княжеского престола. Он вырос при дворе султана Оттоманской Порты и сопровождал все важные дипломатические миссии в православные государства под именем бея Мангупского. Для царских династий Московии, Валахии, Молдовы, для других важных аристократических фамилий (имеющих право на византийский герб с двуглавым орлом) он был родственником. Ну а поскольку среди титулов султана были и Хранитель Гроба Господня, и Покровитель христиан, судьба бея Мангупского была вовсе не так уж плоха.
Но тогда что же за мальчишка скачет по ночам по древним стенам? И плачет, разрывая сердце даже самым мужественным путешественникам, ищущим острых приключений?
Поговаривают, что история о Мангупском Мальчике просто-напросто придумана в 70-е годы одним из руководителей пэтэушного археологического кружка — для удержания детишек от ночных прогулок. С тех пор ее бесконечно рассказывают у ночного костра — всяк на свой лад.
Хотя вот не так давно руководительница воронежского кружка радостно доложила, что на одной из пейзажных фотографий отчетливо светится печальное лицо мальчика…
Во всяком случае, кое-что не нуждается ни в каких доказательствах.
Так, трава на Мангупе после захода солнца может покрываться обильной росой. В сочетании с ярким светом полной луны, искажающим расстояния, это привело уже не к одной смерти. Людям кажется, что до обрыва еще далеко, а до него пара шагов. Хотя место, где они гуляли днем, выглядит совершенно безопасным. Но на росистой траве так легко поскользнуться, а дальше — ахнуть не успеешь. Общеизвестно, что на Мангупе много каверн и пещер, некоторые пустоты в определенных условиях необычно резонируют, донося до людей диковинные звуки — то ли вой, то ли стон, то ли смех.
Но фактом остается и то, что в отчете Контрольно-спасательной службы Бахчисарайского района за 1966 год зафиксировано: в октябре в районе Мангупа исчезли двое туристов. Через трое суток оба были найдены: один — в районе села Терновка в 4 километрах от Мангупа, другой — за поселком Куйбышево, что в пяти километрах, и оба живые. Были доставлены в областную лечебницу с диагнозом «психическое расстройство на почве сильнейшего нервного потрясения». Что с ними было — не помнят, как оказались там, где их нашли, — объяснить не могут…
Известно только, что тогда, через двое суток после несчастной дождливой ночи, жители села Залесное поднялись на Мангуп за сеном. И обнаружили присыпанную первым снегом палатку, в которой сидел совершенно седой юноша и твердил: «Он плачет, он все время плачет!»

Юрий Тимофеев
«чудеса и и приключения»