Замок                                                                                                      Княжество Феодоро, существовавшее на территории юго-западного Крыма в 13-15 веках, является, пожалуй, одним из самых загадочных государств в истории.Возникнув на обломках разгромленной крестоносцами Византии – тысячелетнего Православного царства – оно вобрало в себя самые яркие элементы восточно-христианской традиции и стало последним оплотом византинизма. Государство Феодоро располагалось в Крымской Готии, таинственной «стране Дори», о столице которой загадочном городе Дорасе глухо упоминают среденевековые летописцы.В античности на этих землях располагались богатые города Скифского царства – Хабон, Напеи, Палакион. В 4-м веке юго-западный Крым превращается в Готию. Переселившиеся с острова Скандза германские племена принимают христианство и создают здесь зону взаимодействия готской и греко-римской культур. Позже через Готию прокатываются одна за другой волны завоевателей: гунны, тюрки, хазары, мадьяры, татары, оставляющие свои следы в крымских предгорьях. К готам присоединяются аланы и черкесы. А с юга на эту территорию идут импульсы византийской культуры, осененной славой Константина Великого и Юстиниана и духовной мудростью отцов-каппадокийцев. Такова была почва, на которой вырос и привился на земле Таврики росток греческого Православия.

Долина

Государство Феодоро стало не только политическим преемником Византии. После уничтожения мусульманами древнейших православных обителей Каппадокии – сюда в пещерные города Таврики – устремляются подвижники и аскеты, приносящие с собой высокую духовность истинного христианства. В Крыму появляются мощные монашеские центры, соперничающие с обителями Афона, Олимпа и Вулканической долины. Их посещают такие выдающиеся подвижники как учитель Андрея Рублева иконописец Феофан Грек и выдающийся богослов Михаил Триволис (Максим Грек). На 22 года княжество Феодоро пережило Византию. После захвата турками Константинополя, Трапезунда в Малой Азии и Пелопонесса, оно осталось последним государством «византийского мира». Именно феодориты оказали самое упорное сопротивление победоносным войскам Мехмеда Завоевателя. Выстрелы турецкой артиллерии по цитадели Мангупа в декабре 1475 года поставили точку в истории тысячелетней Византийской цивилизации.

Грааль в Крыму


От государства Феодоро не осталось никаких письменных источников, все они были уничтожены после турецкого завоевания. Однако крымоведы 19 века, общаясь с последними потомками феодоритов и проводя исследования в греческих монастырях Малой Азии, оставили нам ряд интересных легенд и сказаний, связанных с княжеством Феодоро.

Центральным мотивом этих легенд была загадочная Золотая колыбель, изображенная на гербе княжества и принадлежавшая феодоритским князьям. На сегодняшний день известно более десяти вариантов этой легенды. Его фабула сводится к следующему:

В 14 веке византийское княжество Феодоро оказалось на грани гибели, будучи вынуждено противостоять двум сильным врагам – татарам Мамая и генуэзцам, обосновавшимся в Кафе. Между ними шли отчаянные битвы. Княжеству угрожала серьезная опасность. Франки-генуэзцы требовали у феодоритов отдать им Золотую колыбель, обещая прекратить войну.

Тогда греческий князь вместе со своей семьей и священной реликвией укрылся в пещерах горы Басман

«Только им одним известными тропами они добрались до нее. Воины внесли золотую колыбель в глубь извилистой пещеры и оставили князя одного. Став на колени, он тихо произнес:

— Могучие духи! Я и народ мой вверяем вам самое дорогое, чем мы обладаем. Его хотят отнять алчные соседи — генуэзцы, чтобы лишить нас имени, чести и свободы. Горские воины бьются с ними сейчас не на жизнь, а на смерть. Если они не сумеют одолеть жестокого врага и погибнут, прошу вас: примите под свою охрану нашу святыню и сохраните ее для грядущих поколений».


В этот момент произошло страшное землетрясение: «раздались подземные удары и сильным землетрясением были разрушены укрепления и постройки», а золотая колыбель, охраняемая духами, осталась в таинственном гроте.

Увидеть ее могут только избранные. Тех, кто не достоин, увидеть колыбель охраняющие ее духи делают безумцами.

Исследователи переломали множество копий вокруг загадочной колыбели. В ней видели то золотую купель, которую согласно преданиям преподнесли в качестве подарка мангупскому князю Исааку послы великого князя Московского Иоанна 3, то возводили ее к каменным колыбелям тюркских эпических сказаний и даже указывали на сходство крымской золотой колыбели с колыбелью Чингиз-хана.

Однако, по нашему мнению, искать ответ на загадку «золотой колыбели» стоит в самом государстве Феодоро, и оставшихся материальных памятников вполне достаточно для объяснения этой легендарной метафоры.

Удивительно, но фресках крымских храмов мы повсеместно встречаем изображение золотой чаши-колыбели!

На сохранившихся фресках в феодоритских храмах «Святого Евграфия», «Успения Богродицы», «Донаторов», «Иоанна Предтечи», Южного монастыря на Мангупе мы видим один и тот же сюжет: изображение ребенка в чаше или блюде - колыбели, вокруг которой совершают службы ангелы и святые отцы. Примечательно, что в православной литургии жертвенное блюдо – дискос – изображает колыбель младенца- Христа, а в одной из легенд о золотой колыбели прямо говорится о том, что это была колыбель Спасителя Мира – Мессии.

Поражает сходство описаний литургии Грааля с фресками феодоритских храмов. Сюжет фресок, называемый в искусствоведении «Поклонение жертве», изображает жертвоприношение младенца Христа за грехи мира. Поэтому на всех фресках в Чаше изображен младенец. То же самое мы находим в романах цикла Грааля. Кульминацией литургии Святой Чаши является сакральное жертвоприношение младенца в Чаше.

«И тогда епископ приступил к освящению Даров, и поднял он облатку, наподобие хлебца. В тот же миг явилась фигура наподобие отрока с лицом красным и светлым, как огонь. И она вошла в тот хлебец, так что все видели, что хлебец тот из плоти человеческой. А затем старец поместил его обратно в священную чашу. И он проделал все остальное, что надлежит священнику во время мессы» (Томас Мэлори «Смерть Артура»).

В «Вугльгате» сын Иосифа Аримафейского сходит с неба с чашей, в которую была собрана кровь Христа, когда он был распят на кресте. Он вынимает из чаши облатку. Затем ребенок, с горящим как огонь лицом, входит в нее, после чего Иосиф снова помещает Тело Христово в Чашу. Затем в Чаше появляется истекающий кровью Христос, который сообщает Галахаду, что Грааль это блюдо, из которого он ел Пасхальную жертву в день Тайной Вечери. В «Перлесвосе», когда Артур оказывается свидетелем наиболее сокровенной мистерии Грааля, он, смотря в сторону алтаря, «видел, что отшельник держал в руках человека в терновом венце, лицо, руки и ноги которого истекали кровью… Затем…тело человека снова превратилось в ребенка».

Ребенок в Чаше – это и есть распятый и приносимый в жертву Христос, чья кровь была собрана в Грааль. Аналогичные видения посещали православных подвижников первых веков. Вот свидетельство Нифонта Кипрского (4 век): «один из Ангелов, взяв нож, заклал отрока и излил Святую Кровь в чашу…По окончании службы видел Отрока опять целым, на руках ангельских вознесшимся на небо». Вторит ему и другой подвижник Аресений Великий: «Во время Литургии…когда положен был хлеб на святой трапезе, они увидели малого Отрока. Едва иерей простер руку, чтобы преломить хлеб, увидели сошедшего с неба Ангела Господня, имеющего в руках нож, которым он заклал отрока и излил Кровь в чашу, а тело его раздробил на части».

Мелисмос - дробление тела Младенца на части Храм св Андрея Андреаш на Треске, Македония

Нет сомнений, что именно эти откровения легли в основу, как крымских фресок, так и романов цикла Грааля.

Таинство Грааля: Младенец в литургическом сосуде. Миниатюра из рукописи «Поиски Святого Грааля», 1350 год.

Между крымской легендой о «Золотой колыбели» и легендами о Граале немало и других общих черт. Так, когда мир становится слишком грешным для Чаши, ее укрывают в духовной пещере, также как и крымскую золотую кобель. Заинтересовавшихся связью Чаши и пещеры, отсылаем к ставшим классическими работам французского философа Рене Генона «Царь мира» и «Символы священной науки».

Младенец в чаше-колыбели, фреска из храма Успения, Крым (конец 13 века).

Возможно, что именно эти многочисленные «совпадения» стали причиной того, что в первой половине 20 века секретные службы СССР и Германии уделяли большое внимание Крыму.

Александр Барченко, консультант специального отдела по криптографии НКВД, расстрелян в 1941 году

В 1926-27 годах на полуострове работала группа сотрудников Секретного отдела по криптографии НКВД во главе с небезызвестным Александром Барченко. Официально целью работ было исследование так называемых крымских «пещерных городов» (Мангупа, Чуфут-кале и других). Однако, по свидетельству одного из участников экспедиции, астрофизика Александра Кондиайна, у нее была еще одна тайная цель – найти чудесный камень многие сотни тысяч лет тому назад упавший на Землю с созвездия Орион. «Камень с Ориона» - еще одного аллегорическое название Святого Грааля, восходящее к поэме Вольфрама Эшенбаха «Парцифаль», где Грааль предстает перед нами в одной из своих аватар – в виде камня, упавшего на землю из короны Люцифера.

Во время оккупации Крыма немцами поиски Святой Чаши продолжились. Ими руководил Отто Олендорф, руководитель «Айнзацгруппы D», известный под прозвищем «Graalritter» – рыцарь Грааля. Его сотрудники тщательно обыскали старые кенассы и мечети, мавзолей дочери Тохтамыша Джанике-ханум, пещеры крепости Чуфут-кале и руины храмов и крепости Керменчик (ныне село Высокое). За свою деятельность в Крыму Олендорф получил от Гитлера Железный крест первой степени. Однако Святой Грааль так и не был найден.

Чаша-Колыбель до сих пор сокрыта от глаз людских в загадочном гроте горы Басман и охраняется духами в ожидании того, кто будет достоин увидеть ее.

Материал с сайта   http://www.graal.org.ua