В финской Савонлинне в разгаре знаменитый Оперный фестиваль. Вот уже 100 лет он — визитная карточка этого небольшого городка. В стенах старинной крепости Олавинлинна — звучат знаменитые оперы со всего мира, а также спектакли, созданные специально для фестиваля. Из России в этом году — две постановки Михайловского театра — «Евгений Онегин» и «Бал-маскарад». О том, как оперный праздник меняет жизнь маленькой Савонлинны.

Савонлинский оперный фестиваль — самое известное международное событие в культурной жизни Финляндии. В тот — примерно — месяц, пока он длится, за ним следит вся страна. У жителя Савонлинны Янни Лейнонена, морского волка со стажем, катающего туристов на собственном кораблике 1905 года выпуска, в дни фестиваля работы заметно больше — многочисленные гости, конечно, не могут пропустить озерную прогулку по «финской Венеции», как поэтично называют Савонлинну. Однако вечерами он покидает вахту и спешит в крепость.

«В этом году уже успел посмотреть „Травиату“ — вот, до сих пор храню билетик, — говорит Янни Лейнонен. — Кстати, мой сын играет в „Макбете“ — сына Банко — помните — один из полководцев у Шекспира. Так-то».

Мари работает волонтером в пресс-службе фестиваля почти 30 лет. Немного позже к ней присоединился и ее муж Ари — директор по персоналу крупнейшей телекомпании Финляндии. Фестивальные обязанности выполняют вместе — по вечерам после работы и половину времени отпуска.

«Когда мы поженились, жена пригласила работать волонтером. В первый раз давали „Аиду“, и я так влюбился, что женился сразу на обеих — на жене и на опере», — рассказывает волонтер.

«Дух крепости, музыка красивая, общение с людьми — мы просто обожаем это время», — добавляет его жена.

В XVIII веке русские войска не раз штурмовали Олавинлинну, в то время — один из самых мощных шведских форпостов. В веке ХХ красавица-крепость сдается без боя — всем любителям оперного искусства. На Россию здесь делают особую ставку.

«Мы хотим сделать фестиваль еще более известным в России, — говорит директор Международного оперного фестиваля в Савонлинне Ян Страндхолм. — Мне всегда очень забавно: если сесть на поезд из Хельсинки — доедешь до Савонлинны за 4 часа, даже чуть больше. А от Петербурга до Савонлинны — 3 часа 36 минут. Так что мы действительно близко. Еще одна задача — вывести оперу из категории элитарного искусства. Например, на чемпионате мира по хоккею на льду — в Хельсинки в прошлом году — все спортивные гимны исполняли хористы фестиваля. Мы хотим, чтобы фестиваль был частью разных сфер жизни».

Все эти планы были бы невозможными без существенной моральной и материальной помощи государства и местных властей.

«Для Савонлинны фестиваль имеет огромное значение, — говорит мэр города Янне Лайне. — Его бюджет — 8,5 миллионов евро. Из них 20% — дает государство и город. Примерно 65% — доход от продажи билетов. Остальное — спонсорские деньги. Но прибыль города в разных сферах во время фестиваля составляет 100 миллионов евро. Так что это не только большое культурное событие для нас, но и важный экономический фактор».

В дни фестиваля маленькая Савонлинна меняется до неузнаваемости. В городе появляются невиданные в другое время автомобильные пробки, а из Хельсинки каждый вечер прилетает дополнительный рейс — специально для зрителей. И вот сегодня долгожданная главная премьера смотра — «Макбет» Верди. Билеты на него были проданы еще полгода назад.

Шекспировская история о чрезмерной жажде власти, изощренном злодействе и предательстве, основанной на реальных событиях, в стенах средневековой крепости смотрится невероятно правдоподобно. Исполнители, впервые оказавшиеся в таких обстоятельствах, взволнованы новыми ощущениями.

«Невероятно! Уникальная сцена! Все эти лестницы, эти небольшие лазы в стенах, которые здесь вместо дверей», — восклицает певец из США Стивен Гертнер.

«Крепость идеально подходит для „Макбета“, — считает венгерская певица Чилла Борош. — Она помогает настроится на Шекспира, который был очень точен в деталях. В таком месте дух злодейства гораздо ярче!»

Музыку Верди исполняет живой оркестр фестиваля. Дирижирует знаменитый английский маэстро, по совместительству главный дирижер московской Новой оперы, Ян Латам-Кёниг.

«Больше всего меня потрясло, что все, кто имеет отношение к фестивалю, находятся здесь потому, что безумно любят то, что делают, а вовсе не потому, что у них контракт», — говорит дирижер.

Публика принимает «Макбета» на ура. Знаменитые финские аплодисменты — не только руками, но и ногами — знак высшего удовольствия. Ради которого и старается весь город.

tvkultura.ru