Противостояние церкви и музейного комплекса «Крепость Орешек» связано с намерениями церкви построить стеклянный купол в форме православного собора и служить службы внутри руин православного собора Рождества Святого Иоанна Предтечи — там, где находится монумент мужеству воинам Великой Отечественной войны. Стороны обозначили свои позиции, компромисс не найден. 

«Мы не хотим, чтобы была нарушена музеефикация разрушающихся руин православного собора Рождества Святого Иоанна Предтечи, хотим установить стеклянный колпак, чтобы не допустить разрушение», — заявил в ходе пресс-конференции «Удастся ли спасти святые развалины в крепости Орешек?» настоятель храма игумен Евстафий (Жаков).

«Нам нужно, чтобы руины остались такими, какие они есть, но сделать так, чтобы они не разрушались и служить там. Внутри установлен монумент мужеству воинам Великой Отечественной войны. Мы должны быть близки к душам тех, кто здесь умирал. Музей музеефицирует, а мы молимся. Нам не нужны излишества. Нам нужен престол, нужны молящиеся. А если нам скажут имена тех, кого надо поминать, и все», — объяснил игумен Евстафий.

«Церковь заняла нормальную, компромиссную позицию. Проект гарантирует сохранение руин и не противоречит тому, к чему стремится музейное сообщество», — считает глава Попечительского совета Благотворительного фонда Святого Иоанна Предтечи, генерал-майор внутренней службы, постоянный член комиссии по законности и правопорядку Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Аркадий Крамарев.

Как объяснили сторонники установки «колпака», объект культурного наследия — Крепость Орешек находится в ведении Санкт-Петербурга. У проекта пока нет бюджета (стоимость инициаторы оценивают приблизительно в 100 млн рублей), и следующая задача — найти инвестиции.

«Быть в контексте окружающего пространства, ни в коем случае не нарушая архитектурную композицию крепости, не делать железобетонных фундаментов, не трогать археологический слой, сохранить некую память места — главные наши задачи», — уточнил петербургский архитектор Андрей Воронов.

На вопрос журналистов о позиции музейных работников, причинах несогласия с проектом, руководитель пресс-службы музея объяснила, что приглашение на пресс-конференцию поступило поздно, только накануне, во второй половине дня. Музей категорически против того, чтобы в храме проводились службы — там должен быть музей. Нет необходимой инфраструктуры — объяснили музейные работники. «Надо отметить дату появления православного собора на территории острова — это начало XIX столетия. Все три церкви были домовыми. Напомню, что на берегу со стороны Шлиссельбурга и Морозовки имеются храмы, которые в неприглядном состоянии, и может быть, прежде всего, на них следует обратить внимание. Сейчас в соборе берут деньги с прихожан. У нас же — действующий музей, в этом году 62 тысячи посетителей. Постоить что то, не нарушив памятник воинам Великой Отечественной войны внутри собора — невозможно», — перечислил причины несогласия заведующий филиалом Государственного музея истории Санкт-Петербурга «Крепость Орешек» Олег Полухин.

По его словам, инициаторам проекта начинать действия надо было с обращения в комитет по охранне памятников, если там не находят отклика — тогда в Министерство культуры. «Могу добавить, что в крепости доминирует шпиль Колокольной башни, на который ориентируются корабли — стеклянный колпак разрушит единых архитектурный стиль крепости», — подчеркнул он. Напомним, на территории дирекции Музея истории Санкт-Петербурга — в Крепости Орешек (Шлиссельбург) продолжает стремительно разрушаться православный собор Рождества Святого Иоанна Предтечи (Ленинградская область, Кировский район Шлиссельбург). Развалины храма, внутри которого в 1985 году был установлен монумент мужеству воинам Великой Отечественной Войны, законсервированы как памятник архитектуры и не подлежат восстановлению.

Церковь остается действующей — службы проходят под открытым небом, и чтобы пройти в храм верующие вынуждены покупать билеты в музейный комплекс. Настоятель храма игумен Евстафий предложил построить стеклянный купол в форме православного собора, который мог бы одновременно защищать памятник архитектуры и стать полноценной работающей церковью. Но административные барьеры и несогласие представителей музейного комплекса противостоят проекту. Напомним, крепостной собор, на территории Крепости Орешек, перестроен в дереве из лютеранской кирхи в 1702 году. Каменный собор построен в 1776 — 1779 годах по проекту А. Ф. Виста. Не действовал с 1802 года и разобран в 1822 году. Новый каменный храм был выстроен только в 1826 — 1831 годах архитектором А. Е. Штаубертом. Собор закрыт в 1917 году и был сильно разрушен в годы Великой Отечественной войны.

Крепость Орешек имела не только военное значение, но и была одним из духовных центров Приневья. Здесь хранилась икона Казанской Божьей Матери, которая чтилась еще в царствование царя Иоанна Васильевича Грозного и находилась в часовне в крепости Орешке. Перед сдачей крепости шведам в 1611 году ее защитники приняли решение замуровать икону в стене церкви, превращенной потом шведами в кирху. Здесь икона хранилась около ста лет.

Напомним также, что существует легенда, что одно место в алтарной стене постоянно остается влажным. Сколько ни возобновляли окраску и штукатурку, ничто не помогало. Повторное обретение иконы состоялось в 1705 г. Якобы однажды ночью, стоявший тут на часах солдат увидел необыкновенный свет, исходивший из этого места, потом в ней образовалась трещина, через которую увидели лик Казанской иконы Божией Матери. Стену разобрали и обнаружили иконы Казанской Божьей Матери и св. Иоанна Предтечи, которые Петр I распорядился передать в крепостную Иоанно-Предтеченскую церковь. С тех пор храм в крепости являлся местом постоянного паломничества.

Икона была утрачена в конце 1930-х гг. Окончательно следы ее теряются в годы Великой Отечественной войны. Судьба чудотворного образа неизвестна.

lenobl.allnw.ru