Владимир Мединский — «Стена»

— История Смоленской обороны, увы, мало кому известна за пределами Смоленска. Я постоянно с этим сталкивался, выступая в студенческих аудиториях в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде. И каждый раз думал, как же это несправедливо! Американцы уже сняли бы десяток блокбастеров с Мэлом Гибсоном и Брюсом Уиллисом, чтобы вбить в головы своему молодому поколению чувство гордости за предков. Да вот только такой потрясающей истории у них нет, — рассказывал в интервью автор романа «Стена» Владимир Мединский. — Со сценарием к фильму у меня не сложилось, а герои продолжали во мне жить, и как-то незаметно для себя я начал записывать их приключения.

«Стена» вышла в свет в начале 2012 года и сразу попала в список бестселлеров. Роман повествует о 20-месячной обороне Смоленска 1611 года, которая является одной из самых героических страниц в истории нашей страны. Одним из героев романа стал реальный исторический персонаж воевода Михаил Шеин, который руководил обороной Смоленска.

Буквально через несколько месяцев после выхода книги автор романа Владимир Мединский был назначен на должность министра культуры России.

Владимир Мединский презентует свою книгу в Смоленске. Фото Михаила Ефимкина

Борис Васильев — «Летят мои кони»

По мнению многих любителей Смоленской истории, одной из самых интересных книг про Смоленск является автобиографическая повесть известного смолянина писателя Бориса Васильева, который ушел из жизни 11 марта этого года.

В Смоленске писатель провел годы своего детства. В повести «Летят мои кони», которая вышла в свет в 1982 году, он с мальчишеской живостью рассказывает о Смоленске первой трети ХХ века.

— Оружейный Клондайк ожил: десятки невероятно грязных Томов Сойеров искали свое сокровище. Нас кусали какие-то зловредные жуки, к нам присасывались пиявки, но оторвать нас от поисков было невозможно. Мне досталась русская бердана без приклада, австрийский штык, сломанная офицерская сабля, почти целая пулеметная лента и великое множество самых разнообразных патронов. Важно, что мы сами производили раскопки, отчетливо ощущая не денежную, а неуловимую историческую ценность находок, -описывает Борис Васильев в своей повести осушение крепостного рва в районе современной площади Победы.

В Смоленске планируют увековечить память писателя.

Федор фон Эттингер — «Башня Веселуха»

В XIX веке в России был популярен роман «Башня Веселуха», который основан на легенде о нечистой силе, которая якобы водится в одной из башен Смоленской крепостной стены. Роман вышел под псевдонимом «Смоленский старожил», за которым скрывался писатель и переводчик, сын обер-комменданта Смоленска Федор фон Эттингер, который жил в Петербурге. Роман отличается большой исторической, этнографической и топографической достоверностью. В романе описывается Смоленск, таким, каким его видел автор в 80-х годах XVIII века.

Борис Перлин — «Смоленск и его улицы»

Все, кто хоть раз держал в руках книгу смоленского исследователя Бориса Перлина «Смоленск и его улицы. Историко-географические очерки» с уверенностью скажет, что это, наверное, одна из лучших книг о Смоленске. Необыкновенную притягательность этому изданию придает обилие самой разнообразной информации по истории улиц нашего города и их географическому описанию, но приятный язык, которым она написана. Несмотря на то, что львиная доля этой книги составлена в виде словаря, в котором в алфавитном порядке перечислены все улицы Смоленска, она читается невероятно легко.

Внимательный человек может обнаружить в этом издании огромное количество самой разнообразной информации, которая касается не только прошлого и будущего нашего города, но и описание тех проектов по его благоустройству, что так и не были претворены в жизнь, увидеть Смоленск, которого никогда не будет. Так, например, на Октябрьской революции все здания стоят вдоль центральной оси улицы, и только два из них, Дом учителя и поликлиника УВД, расположены под углом. Дело в том, что раньше существовал проект, в соответствии с которым предполагалось строительство улицы, соединяющей современную площадь Победы (не так давно Смирнова) с улицей Багратиона. Этот и много других любопытных фактов из жизни нашего любимого города несомненно заинтересуют самого придирчивого читателя.

— Книга станет полезным пособием для всех, кто интересуется прошлым и настоящим Смоленска, — писал в аннотации к изданию доктор исторических наук, профессор СГПУ Дмитрий Будаев. — Книга написана знающим человеком, с любовью к родным местам, с желанием передать свои знания и жизненный опыт молодым, идущим вслед за нами поколениям.

Никифор Мурзакевич — «История города Смоленска»

Современные ученые справедливо зовут диакона Никифора Мурзакевича первым историком города Смоленска. Именно его «История губернского города Смоленска», которая впервые вышла в свет в 1803 году, стала одним из важнейших исторических описаний нашего города.

С ранних лет Никифор Мурзакевич посвящал много времени образованию и именно тогда решил заняться составлением полной и подробной истории Смоленска. Узнав о таком намерении молодого диакона смоленский епископ Парфений предоставил ему для работы свою библиотеку и допустил в архив консистории, в публикацией помогли местные власти. В 1803 году в губернской типографии были напечатаны первые 600 экземпляров книги. Книгу показали императору Александру I, который распорядился выдать автору 500 рублей. 1500 рублей добавили смоленские дворяне.

Во время войны 1812 года Никифор Мурзакевич не смог покинуть Смоленск. Свой священнический долг он исполнял в самых горячих точках сражения. Его силами от разорения были спасены Успенский собор, Троицкая и Одигитриевская церкви. Существует легенда о случайной встрече Никифора Мурзакевича и Наполеона, которая чуть было не стоила священнику его сана.

— Сложно переоценить заслугу отца Никифора не только перед изучением общей истории Смоленщины, но и перед характеристикой прошлого Церкви на нашей земле. О том вкладе, который внес священник Н. Мурзакевич в развитие смоленского краеведения, говорит уже одно то, что такие видные историки, как профессор П. В. Голубовский, П. Е. Никитин, С. П. Писарев, И. И. Орловский и другие неоднократно ссылались в своих трудах на его книгу, — пишет о книге Никифора Мурзакевича известный смоленский писатель и краевед иеромонах Рафаил (Ивочкин).

Анна Лапикова — «Прогулки по Смоленску»

Одним из самых популярных путеводителей по Смоленску последних лет стала книга смоленского экскурсовода, журналиста и преподавателя Анны Лапиковой.

Несмотря на карманный формат этого издания, при желании из него можно почерпнуть столько всего полезного, что голова закружится от мыслей о том, в каком же прекрасно городе мы с вами живем.

Каждый день мы ходим по до боли знакомым улицам, окидываем взглядом старинные дома и памятники и едва ли задумываемся о том, что большинство из них стояло здесь же и 100, и 200 лет назад, когда жизнь была еще совсем другой. Замечательная книга Анны Лапиковой поможет вам по-новому взглянуть на привычные улицы Смоленска, узнать какие тайны они скрывают, память о каких исторических событиях хранят.

После прочтения этой книги, вам, несомненно, захочется еще раз пройтись по улицам нашего города и взглянуть на них через призму истории, которая наполняет каждый уголок древнего Смоленска.

Евгений Шмидт — «Кривичи смоленского Поднепровья и Подвинья»

Имя почетного профессора истории, археолога, заслуженного деятеля науки России Евгения Альфредовича Шмидта может сказать многое каждому любителю истории или выпускнику истфака СмолГУ. Если вы не принадлежите ни к тем, ни к другим, то, может быть, никогда и не слышали о нем. Однако знать имена живых легенд нашего города любому думающему человеку просто необходимо.

Профессор Шмидт более полувека проработал в Смоленском государственном университете, участвовал в исторических и археологических конференциях по всему миру, написал более 500 научных статей и более десяти книг по археологии и древнейшей истории Смоленской области. Он известен как исследователь археологического комплекса «Гнёздово» и других курганных комплексов Смоленщины.

«Кривичи смоленского Поднепровья и Подвинья» — это самая последняя крупная работа профессора, посвященная 1150-летию Смоленска, которая вышла в прошлом году. В ней он рассказывает о происхождении кривичей, племени, которое в древности населяло территорию Смоленской области.

Назвать эту книгу общественно-популярной, конечно, нельзя, это сугубо научное издание. Однако, если у вас все-таки возникнет непреодолимое желание узнать много интересного о жителях древней Смоленщины — это то, что вам нужно.

— Кривичи — самое многочисленное население в Древнерусском государстве по данным летописи, составленной в конце XI в., занимавшие обширные пространства в «… верховьях Волги и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город — Смоленск». Об их происхождении, материальной и духовной культуре и этнической принадлежности опубликовано много гипотез. В данной книге «Кривичи» автор на основе вещественных курганных древностей дает свое видение многих проблем, связанных с историей и культурой кривичей, — говорится в аннотации к книге.

Фотоальбом «Смоленская область и Отечественная война 1812 года»

Фотоальбом «Смоленская область и Отечественная война 1812 года» был издан при поддержке смоленского отделения Союза краеведов России и администрации Смоленской области в четь 200-летия войны 1812 года.

— Альбом — плод совместных усилий многих людей. Использовались материалы музея-панорамы «Бородинское поле», Государственного Эрмитажа, Российского государственного архива социально-политической истории, Смоленского государственного музея-заповедника, Государственного архива Смоленской области, Смоленской областной библиотеки имени Александра Твардовского, Кардымовского историко-краеведческого музея, Краснинского краеведческого музея, Рославльского историко-художественного музея, — говорит председатель смоленского отделения Союза краеведов России иеромонах Рафаил (Ивочкин).

Фотоальбом включает в себя около 350 иллюстраций: живопись, графика, фотографии. Основной задачей творческого коллектива было — «показать события тех лет». В альбоме можно увидеть фотографии, сделанные на торжествах в честь 100-летия победы над Наполеоном. В числе редких иллюстраций этого альбома — гравюра Михаила Микешина «Дети ведут пленного француза», а также гравюры одного из офицеров наполеоновской армии.

Стоит сказать, что этот фотоальбом невероятно приятно просто держать в руках и листать, он стать прекрасным подарком, как для смолянина, так и для жителя любого другого города. И, поверьте, именно после того, как человек подержит в руках это красочное издание, он обязательно захочет посетить Смоленск и проникнуться его боевой историей.

Валентина Склеенова — «История музея «Русская старина»

Прошлым летом вышла в свет книга «История музея «Русская старина», которую написала заведующая отделом хранения Смоленского государственного музея-заповедника Валентина Склеенова.

Эта работа стало итогом многолетней работы автора с коллекциями княгини и меценатки Марии Клавдиевны Тенишевой, которая в начале ХХ века создала в Смоленске музей «Русская старина».

Сбор информации для книги начался еще в 1980-е годы, с тех пор сотрудники Смоленского государственного музея-заповедника выявили 4 600 из 11 145 экспонатов коллекции княгини Тенишевой, которые находились в музее в 1920 году.

Сейчас идет реконструкция здания оригинального музея, которое находится на улице Тенишевой. Предполагается, что после завершения всех работ большую часть дошедшего до наших дней наследия княгини можно будет увидеть именно там. В коллекцию Марии Тенишевой входили не только уникальные предметы современного ей русского искусства, но и интереснейшие образцы западно-европейского, африканского и азиатского искусства.

Многие годы сокровища из коллекции Тенишевой оставались практически недоступными взору простых горожан.

Джеско Озер — «Мир эмалей княгини Тенишевой»

Легендарная смолянка княгиня Мария Клавдиевна Тенишева, которая создала неподалеку от нашего города райский уголок для художников — Талашкино, была не только меценаткой и собирательницей искусства, но и художником-эмальером. В начале ХХ века она много работала на заказ, ее произведения встречались на многих крупных мировых выставках. Однако об этой грани таланта княгини, за исключением текста ее диссертации, российским исследователям было известно достаточно немного.

Ситуация изменилась, когда в 2004 году в свет вышла книга немецкого автора Джеско Озера. После посещения Талашкина он увлекся творчеством Тенишевой, несколько лет искал ее работы в архивах, музеях частных коллекциях Германии, Чехии, Франции, Италии, Англии, Бельгии, России. Ему удалось найти ее ранее неизвестные в России работы, ввести в научный оборот новые документы, фотографии, проследить судьбу отдельных произведений. Именно благодаря Озеру стала известна точная дата рождения Тенишевой — 20 мая 1858 года. По публикациям уточнена дата отъезда Тенишевой из России. Она уехала во Францию вместе с младшей дочерью Лизой и своей подругой Екатериной Святополк-Четвертинской через Крым после 26 марта 1919 года.



В книге «Мир эмалей княгини Тенишевой» опубликованы сведения о ее 87 работах. Среди них пластина «Заморские гости», выполненная по эскизу известного художника и философа Николая Рериха. Интересны шкатулки в виде птиц, которые наполнены сказочной силой древней мифологии. Очень выразительна шкатулка «Петух», отлитая из бронзы. В ее украшении художница использует более 12 оттенков эмали. Сказочно наряден переплет альбома из частного собрания в Париже с изображением птицы Сирин и крупных фантастических цветов.

В своей книге Джеско Озер не дает искусствоведческого анализа, не проводит исторических и стилистических аналогий. Главное достоинство его книги — это достоверный рассказ о жизни княгини. Который проливает свет на ранее неизвестные факты из биографии выдающейся смолянки Марии Тенишевой.

smol.aif.ru