700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, которое в этом году широко отмечается в России, привнесло заметное оживление и в деятельность архитекторов-реставраторов. После подписания в 2011 году президентом указа о праздновании юбилея одного из самых почитаемых русских святых Министерство культуры РФ приняло решение отреставрировать все храмы, связанные с его именем. А это колоссальная работа. По приблизительным подсчётам, только действующих храмов и часовен, носящих имя преподобного Сергия Радонежского, в России насчитывается около шес­тисот.

Подарок городу

Любовь и почитание Сергия Радонежского были и остаются неизменными уже на протяжении семи веков. Ведь речь идёт о величайшем подвижнике земли Русской, предрёкшем победу Дмитрию Донскому в Куликовской битве и благословившем князя на битву с ордой Мамая. Ещё историк Василий Ключевский писал о том, что «при имени преподобного Сергия народ вспоминает своё нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое. Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка».

Отрадно, что у нашего города наконец-то появилась возможность возродить единственный храм во имя преподобного Сергия Радонежского — памятник истории и культуры с очень сложной судьбой. В этом году на работы по реставрационному ремонту церкви Сергия с Залужья — под этим названием храм известен большинству горожан — из федерального бюджета было дополнительно выделено 40 миллионов рублей. Это средства целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)».

Вопрос о необходимости финансирования работ по реставрации этой церкви давно поднимался прихожанами храма и широкой общественностью, был поддержан губернатором Андреем Турчаком и обсуждался в ходе недавней рабочей поездки в наш город министра культуры РФ Владимира Мединского. Усилия по спасению памятника оказались не напрасными.

Псковским филиалом проект­ного института «Спецпроект­рес­таврация» уже завершены на­­уч­но-проектные работы. Эскизный проект реставрации объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Сергия с Залужья» XVI века, расположенного на ул. Свердлова, 42, был единогласно одобрен членами научно-методического совета госкомитета области по охране объектов культурного наследия. Государственная историко-культурная экспертиза проекта тоже прошла успешно. Реставрацию здания планируется начать в ближайшее время — после проведения аукциона среди подрядных организаций. Кстати сказать, благодаря специальной «юбилейной» программе второе рождение в позапрошлом году получила церковь Сергия Радонежского в Изборске.

Скоро и на нашей улице, где находится одноимённый псковский храм, будет праздник. Правда, глядя сегодня на этот храм, стоящий долгие годы без куполов, креста и без крыш над приделами, трудно представить, что когда-то он был красивым и ухоженным, первым встречал гостей, что по нему судили о самом городе Святой Троицы. В честь этого храма была названа Сергиевской главная улица Пскова. Сегодня он, как бедный родственник, влачит жалкое существование. Этой несправедливости будет положен конец.

 

Не заладилось

По данным историков, этот красивый, гармоничный храм в псковских традициях зодчества был построен из-за переноса Сергиевского монастыря из посада, находившегося за крепостной стеной, в связи с событиями Ливонской войны. Первоначально Сергиевский мужской монастырь располагался за пределами города (сегодня это территория Ботанического сада), но во время осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория монас­тырь был вынужден переехать. Строили храм очень быстро. Место для его возведения было выбрано, скорее всего, в спешке «рядом с лужей» — в неудобном для строительства заболоченном месте. Во многом это обстоятельство предопределило судьбу храма, который из-за плохого технического состояния — трещин в стенах и сводах-то закрывали для служб, то ремонтировали и открывали вновь. Согласно дошедшим до нас документам, уже через двести лет после постройки церковь обветшала и была предназначена к сносу, но благодаря молитвам верующих и заботе горожан приходила помощь, и памятник благополучно дожил до середины XX века.

Но в дни фашистской оккупации Пскова здание церкви получило большие повреждения от взрыва авиационной бомбы. Пос­ле этого процессы разрушения ускорились и проходили вплоть до 1969 года, когда по заказу управления культуры области была предпринята одна из первых в советское время попыток реконструировать памятник под руководством старшего архитектора Псковской специальной научно-реставрационной производственной мастерской Натальи Рахманиной. Она была автором проекта. Кстати сказать, Наталья Сергеевна была первым научным руководителем Владимира Никитина, которому посчастливилось продолжить и завершить начатое ею большое дело.

 

В поисках истины

По словам Владимира Никитина, когда он с коллегами брался за работу, то ощущал большой груз ответственности перед предшественниками. Сейчас, когда проект реставрационного ремонта выполнен и согласован со многими экспертами, у него наконец-то появилось чувство удовлетворения от того, что удалось пролить свет на все вопросы, волновавшие специалистов.

— Первоначально храм представлял собой четверик с восьмискатным покрытием и звонницей на северной стене, как это было принято в то время, — пояснил Владимир Евгеньевич. — Он был сложен из псковской известняковой плиты на известковом вяжущем растворе. Во второй половине XVII века в храме Сергия с Залужья, как и в большинстве других церквей, восьмискатная кровля, дававшая многочисленные протечки из-за скапливания снега и создававшая неудобства при эксплуатации, была переделана на более практичную четырёхскатную. Как показали наши исследования, в этот же период барабан был надстроен поясом из печных муравлёных изразцов и сделана глава, покрытая керамическим лемехом. Одновременно были осуществлены и другие переделки.

В конце XVIII века, когда к храму был пристроен придел во имя преподобного Никандра Псковского, последовал ещё один этап переделок. Что касается его инженерного состояния, то храм всё время трещал после того, как ему надстроили барабан, нагрузили тяжёлой главой. Причина — маленькая опора внутренних западных столбов и геология, осложнённая наличием грунтовых вод. Поэтому строение дало просадку в довольно ранний период. Может быть, уже в XVII веке. С тех пор храм находился в аварийном состоянии на протяжении многих лет. То его признавали аварийным, то чинили.

Первый крупный реставрационный ремонт был осуществлён в 1886 году по проекту инженера-архитектора Николая Александ­ровича Борщова, известного сво­ими инженерными сооружениями.

Благодаря выполненным им работам по усилению несущих конструкций памятнику в очередной раз была продлена жизнь.

 

Не судьба

Когда в конце 1960-х годов работой над проектом реставрации занялась архитектор Наталья Сергеевна Рахманина, при расчистке обрушившихся фрагментов здания она обнаружила сто с лишним образцов керамического лемеха, которым была покрыта глава храма. Первоначально лемех был зеленоватого цвета, потом — зеленовато-голубоватого. Его производство было местным и широко распространённым в Пскове. В те годы Наталья Сергеевна даже и предположить не могла, что когда-то храм вновь будет использоваться по своему прямому назначению — для бого­служений и молитв.

Поэтому разработанный ею проект, который был согласован и одобрен в Москве в 1971 году, предполагал использование храма в качестве музея псковской керамики. Этому способствовало и ещё одно обстоятельство. Когда в начале 1970-х велись исследовательские работы, в стене был найден клад — многочисленные монас­тырские документы XVII века, которые сейчас хранятся в Псковском музее-заповеднике. Предполагалось, что в экспозиции будущего музея керамики будут также представлены копии этих старинных документов. Но тогда, к сожалению, в ходе реставрационных работ были восстановлены только стены притвора и придела, не дошедшие до уровня крыши.

Несколько лет спустя бы­ли продолжены исследовательские работы, включая ар­хе­о­ло­гическую экспедицию Государст­венного Эрми­та­жа, которую воз­главлял Василий Дмитриевич Белецкий. Потом была ещё одна попытка продолжить восстановление храма, но, как говорится, Бог не дал часа.

 

Следуя традициям

И вот — долгожданный момент. В 2013–2014 годах авторским коллективом в составе искусствоведа Ирины Голубевой, архитекторов Галины Гофман, Владимира Никитина, молодых сотрудников Натальи Полетаевой, Андрея Голубева, Анны Стрелковой и при участии практически всех штатных сотрудников Псковского отделения проектного института «Спецпроектреставрация» был осуществлён заключительный этап многолетней научно-исследовательской и проектной работы. Архитекторам удалось установить, что притвор датируется XVI, а не XVIII веком, как преж­де считали, звонница тоже первоначальная. Также удалось уточнить многие детали, найти два окна из подклета, выяснить состояние фундаментов, исследовать растворы. Как выяснилось, до наших дней сохранилось много подлинных деталей, позволяющих достоверно восстановить храм и все его первоначальные формы. Всё это позволит в ходе реставрации вернуть церкви Сергия с Залужья тот архитектурно-художественный облик, который придали ей зодчие в XVI веке.

nwpskov.ru