В Государственном институте реставрации закончились работы по спасению уникальной Смоленской иконы Богоматери. Это одна из немногих, дошедших до наших дней надвратных икон. Начиная с XVII века, она находилась на крепостной стене Смоленска и до сих пор считается хранительницей города. 

Серебряный позолоченный оклад Смоленской иконы Божией Матери с трудом поднимают несколько человек. Сейчас под окладом — фотокопия иконы. Именно в таком виде, с такими чертами лика она известна во всей России. Но после реставрации привычный облик изменился до неузнаваемости. Дело в том, что за несколько веков образ неоднократно подновлялся. И задача реставраторов заключалась именно в том, чтобы, как говорят специалисты, раскрыть икону — то есть удалить все, кроме первоначального красочного слоя. Сотрудникам института реставрации удалось сотворить настоящее чудо: такой икону не видели уже не десятки, а сотни лет.

«Древнейшая часть иконы — это лик Богоматери в пределах каймы мофория, одежд ее. У нее было до 16 поновлений разновременных. И ее не прописывали всю одновременно. А только лик, например, или только одежду. Или только фон. Но, что интересно, эти поновители отнеслись очень бережно к лику Богоматери и руке младенца», — рассказала художник-реставратор Софья Волкова.

Первоначальный образ Одигитрии, принесенный в Смоленск еще Владимиром Мономахом в XII веке, до наших дней не дошел. Сохранилась только цветная фотография 1912 года, сделанная Прокудиным-Горским.

«Икона просуществовала до Второй мировой войны и потом исчезла. Видимо, при отступлении фашистских войск из Смоленска. Ее следы утеряны, к сожалению», — констатирует зав. отделом темперной живописи ГОСНИИ реставрации Виктор Баранов.

Икона первой половины XVII века — список того утерянного образа. По некоторым данным она была прислана в Смоленск в 1602 году Борисом Годуновым на освящение новой крепостной стены. Икона долгое время была надвратной — из-за того, что она подвергалась атмосферному воздействию, красочный слой был сильно поврежден.

«Нам очень жалко с ней расставаться — мы бы могли, имея еще год-два, улучшать и улучшать еще. Но нужно просто остановиться. Все сделано, и сделано очень качественно, с соблюдением всех научных принципов. Надо, наверное, уже успокоиться, выдохнуть и отдать ее в Смоленск», — говорит директор ГОСНИИ реставрации Дмитрий Антонов.

tvkultura.ru