Музыка — лучший в мире дипломат, и это в очередной раз доказало выступление Московского Синодального хора в швейцарском городке Сьон. Один из старейших профессиональных коллективов России открыл фестиваль духовной музыки. Высококлассное исполнение православных песнопений стало значимым событием в программе Российских культурных сезонов в Швейцарии, которые в этом году посвящены 200-летию установления дипломатических отношений между нашими странами.

Сьон — один из самых древних городов Швейцарии, здесь удивительно сочетается прошлое и настоящее. Город может похвастать историей, уходящей на 7 тысяч лет назад. У границ его два холма, а на них — два замка — Валер и Турбийон, они сторожат город со средних веков — когда-то в одном из них жил правитель, а в другом епископ. Сегодня эти замки являются символами Сьона.

За 500 лет этот вид практически не изменился. Как когда-то эти крепости принимали путников, так и сейчас встретили Синодальный хор. Для такого маленького и очень религиозного католического городка, где всего 30 тысяч жителей, а спокойствие нарушают только птицы, прибытие православных певчих — настоящая фантастика.

«Церковное песнопение православное, эти библейские мотивы — все это очень красиво, а здесь воспринимается совершенно по-другому. Я здесь живу уже давно, и ничего подобного не слышала», — признается жительница города Сьона Ольга Бонва.

Репетиция — не в храме, в трапезной, чтобы не смущать прихожан. Дирижер Алексей Пузаков, конечно, много внимания уделяет чистоте звучания, но все-таки больше — духовному началу. В эти минуты он — как проводник.

«Всегда возникает чувство, когда поешь духовную музыку, что попадаешь в иной мир. И это, наверное, главная задача этого сакрального искусства — разделение преград между людьми, между человеком и богом, стремление и достижение новых пониманий — что дает молитва и что дает музыка», — считает художественный руководитель и главный дирижёр Московского Синодального хора Алексей Пузаков.

В Кафедральном соборе Сьона происходят все самые важные события города, который на время пустеет. Ни одного человека на улице — кажется, все жители здесь, в храме.

«Это другая культура, но, тем не менее, ведь все равно, если вернуться к истокам, — у нас очень много общего, различия пришли гораздо позже, мы несем свою культуру им. Хотелось бы, чтобы они заинтересовались нашей культурой», — говорит солистка Московского Синодального хора Оксана Секерина.

Заинтересованных больше, чем мест в храме. Среди витражей, средневековых фресок и полотен молитвы взлетают к куполу. Кажется, что они стирают все границы — религиозные, языковые, культурные. Хор и слушатели, как будто воспаряют над всеми сокровищами собора.

Главное сокровище Кафедрального собора — триптих с иконографическим сюжетом, аллегория родословной Иисуса Христа. Точных сведений о его происхождении нет — в XV веке были изготовлены первые фигуры, в XVII они были заретушированы, и только в середине XX триптих был изготовлен полностью и позолочен. В этом священном месте православный хор поет впервые, так что для религиозного Сьона это событие, причем, не светского характера.

tvkultura.ru