Есть время разбрасывать камни, и есть время камни собирать — так написано в одной мудрой книге. Не хочется бросаться громкими словами, но в данный момент стоит на повестке дня воссоздание Константиногорской крепости в Пятигорске. Известный на Кавминводах архитектор Гаспар Срабионян  занимается проектом по воссозданию Константиногорской крепости.

В 2003 году Гаспар окончил Ростовский архитектурный институт. В 2005 он переехал в Пятигорск. В 2006 уже выиграл пару конкурсов на расселение и застройку ветхих жилых кварталов в городе. В 2007 участвовал в конкурсе на лучший проект благоустройства парка «Цветник», где получил первую премию. В 2008 администрация заказала проектную документацию, но реализация проекта была отложена из-за вопросов финансирования. 

— Гаспар, скажи, пожалуйста, имела ли крепость на Кавказе действительно большое значение для Российской империи?

— Собственно, большое значение для охраны границ российских имела вся Азово-Моздокская линия. В практическом плане, укрепления позволяли держать на Кавказе меньшие военные силы и минимизировать людские потери. Полагаю, был и другой аспект. Не секрет, что война, по сути, была одним из фронтов противостояния с турками. Вот только воевали они тут не своими руками, посылая лишь оружие и агентов, которые подстрекали народы Кавказа на борьбу с Российской империей. Появление крепостей показывало, что Россия сюда пришла всерьёз и надолго, что являлось существенным фактором, удерживающим людей от бессмысленных жертв.

— Насколько воссозданная крепость будет походить на оригинал?

— На момент постройки — это 1780 год — Константиногорская крепость была рядовым укреплением. Спустя десятилетие, в 1792–1795 годах, крепость подверглась перестройке, в результате чего её площадь увеличилась вдвое, проект того периода и предполагается воссоздать. Внешний вид и габариты укреплений, будут максимально приближены к историческим. Только, возможно, изменим какие-то технологии и материалы, чтобы обеспечить большую долговечность. Несоответствия оригиналу современники увидят во внутренней планировке, главное тут, передать дух эпохи.

— Да, это замечательно, но какие функции крепость будет выполнять сегодня? Это будет исторический памятник или же «этнодеревня», где будет воссоздан быт XVIII–XIX веков?

— И то, и другое одновременно. Это будет памятник времени присоединения Кавказа. Подобных укреплений было множество, но они не сохранились до нашего времени. Кстати, в подобной крепости происходили действия, описанные в повести Михаила Лермонтова «Бела». Это будет и то, что сейчас называют «этнодеревней», местом, возрождения утраченных ремёсел. Здесь можно показать старинный быт. За пределами периметра крепости организуют крестьянское подворье со скотным двором и птичником, винокурню с садом и виноградником. Любой желающий увидит любой процесс своими глазами. Ну и одно из основных назначений — размещение учебного кадетского корпуса, где дети будут получать военно-патриотическое воспитание. Кроме того, планируется устройство детских летних палаточных лагерей, задействующих инфраструктуру комплекса.

— На самом деле это же похвальная инициатива. В мире в целом, и в России в частности, сейчас есть потребность в сохранении истории. Как и кому принадлежит мысль о том, что крепость в Пятигорске необходимо воссоздать?

— Автор идеи — атаман Пятигорского городского казачьего общества, Максим Фатькин. Вообще, казаки мыслят гораздо шире. В Горячеводске заложен тир, строится конюшня, полоса препятствий. Как понимаю, изначально, планировалось расширять территорию, реализовав идею по созданию кадетского корпуса, затем решили воссоздать старинную казачью станицу, фрагмент укрепления, ну, а там, и до крепости не далеко.

— Каков твой вклад в возрождение крепости? Насколько тебе самому интересен этот проект?

— Сначала отвечу на второй вопрос — разумеется, интересен проект. Можно даже сказать, детская мечта — построить крепость. Я из военной семьи, вырос в крошечном военном городке в Кировской области, читал книги и собирал материалы по фортификации, даже не надеясь, что это когда-нибудь пригодится. В данном проекте задействован непосредственно по профессии, как архитектор. На сегодняшний день, в результате совместных обсуждений, разработана только концепция комплекса, основные работы по проектированию ещё впереди.

— В эпоху рассвета торговых центров и бесконечного базара, что заставляет современного архитектора заниматься такими, казалось бы, не модными делами, как воссоздание древней крепости?

— Мало интересного в проектировании торговых центров, в отличие от подобных исторических объектов, уверен, не только для меня. Это тот самый вариант, когда профессия становится хобби.

— Твой проект благоустройства парка «Цветник» не был реализован, интересно, а что предполагалось по нему сделать?

— Проект предусматривал, в частности, установку бюста Ермолову, на высоком пьедестале, по оси разбитого цветника. Бюст окружала полукруглая колоннада с открытой галереей, мозаичные панно на стенах со старинными видами города и окрестностей. Посреди цветника располагалась открытая площадка — солнечные часы. Площадка вымощена натуральным камнем различных цветов. Гномоном являлся любой прохожий, ставший на обозначенную точку. Восстанавливался, по задумке, и цветомузыкальный фонтан у нижнего входа — декоративный макет причудливого замка высотой шесть метров врастал в скалу, а по его уступам и бастионам стекала вода.

— Ты сказал, что торговые центры проектировать тебе не особо интересно, что же тогда нравится?

— Да много чего, взять те же частные дома. Они представляют, по моему мнению, наибольший простор для творчества архитектора. Тут очень важно взаимопонимание с заказчиком и его желание получить уникальный дом, отображающий его личность, интересы, а так же, гармонично вписанный в окружение. Большинство тех, кто строит дом, делают это один раз в жизни, если ошибёшься — «икаться» будет долго потом. Вот многие и вкладывают в это всю душу, высказывая множество идей и пожеланий, зачастую, заказчика, в таких проектах, можно назвать соавтором. Так же интересно работать в исторической среде, когда нужно органично вписать здание в окружающую историческую застройку.

— И напоследок очень наболевший вопрос. Какое отношение у тебя лично, и среди архитекторов в целом, к ситуации, когда курортный город постепенно превращается в рынок, со стеклянными коробочками, не имеющими ни ценности, ни вида?

— Это одна из основных тем, которую обсуждаем в профессиональной среде. Конечно, понимание «качественной» архитектуры у всех разное, но то, что сейчас она находится в очень плачевном состоянии, споров не вызывает. К сожалению, специалисты сейчас ничего не решают. А желания изменить ситуацию, у тех, кто решает, на деле не особо и видно. Впрочем, полагаю, что это временно и, так или иначе, ситуация изменится. Определённые положительные тенденции, по крайней мере, прослеживаются.

Хорошо, что прослеживаются тенденции к качественной, и, что немаловажно, красивой архитектуре. Как раз и возведение Константиногорской крепости покажет, что не только на словах, но и на деле, мы, потомки тех, кто отдал свои жизни на Кавказской войне, достойны принимать и даровать землю своим детям. Чем больше в городе будет достопримечательностей, памятников прошлым поколениям, тем отчётливее будет видна непрерывная связь потомков с предками.

kmvtimes.ru