Большинство знаменитых фортов Кронштадта находятся в аварийном состоянии, они разрушаются ежегодно, и без скорейшего решения своей судьбы протянут от силы 30–40 лет. Пока в городе ищут добровольцев-инвесторов, готовых взять на себя восстановление и содержание уникальных фортификационных сооружений, время идет. Желающие есть, но они очень осторожны, их пугает перспектива погрязнуть в решении вороха проблем.

— Больше всего форты страдают от плохой транспортной коммуникации и коррозии бетонных блоков, — рассказал специалист по истории фортов Леонид Амирханов. — Под действием осадков вымывается цемент, в местах соединения блоков обживается растительность. Осадки проникают внутрь, потом замерзают в холодное время, расширяются и деформируют стены. С каждым годом такие трещины разрастаются, в итоге стены просто крошатся. В первую очередь каждому форту необходима грамотная гидроизоляция.

По словам главного специалиста государственного комплекса «Дворец конгрессов» Юлии Ивановой, исследователи перспективности освоения фортов вынесли вердикт, что даже условие бесплатной аренды на 10–15 лет не даст ощутимого эффекта из-за неуклонной деградации строений, транспортных проблем и более важных социальных вопросов, волнующих город. Предметов охраны здесь практически не осталось, многие уничтожены вандалами.

Как пояснила специалист, почти все форты сейчас в удручающем состоянии, и, чтобы передать их кому-то, надо учесть проблему доступности для водного транспорта, которая ограничена из-за непроходимых морских глубин в большей части Невской губы, особенно на подходах к фортам. Потребуется дноуглубление, а это несопоставимые финансовые затраты. Более того, здесь практически отсутствует возможность использования воздушного транспорта.

— Восстановление фортов потребует колоссальных капиталовложений, — говорит эксперт, — которые возрастают вдвое из-за необходимости морских перевозок. Их должны осуществлять лицензированные морские перевозчики с установленным навигационным оборудованием. Более того, приспособление фортов к современному использованию сопряжено с кучей бумажной работы, со сложностью нормативных актов, ГОСТов, СНиПов. Подключить форты к городским инженерным сетям нельзя, а на создание своих понадобится сумма, сравнимая с тратами на восстановление.

Из форта Константин мусор вывозили три года, его набралось на 200 КамАЗов

По данным гидрометеорологов, среднестатистически доступ к строениям по воде возможен лишь 108 дней в году. Другими словами, нельзя все затраты переложить на плечи бизнеса ради создания музея, который будет работать только в летний сезон. По словам экспертов, нужна комплексная целевая программа, чтобы найти жизнеспособное экономическое использование и создать туристическую привлекательность этих объектов.

Руководитель отдела туризма форта Константин, находящегося сегодня в частных руках, Денис Данилов рассказал, что будет ждать инвесторов, на которых возлагает единственную надежду.

— Да, это множество проверок, документов и регламентов. Более того, это колоссальный объем работы по приведению территории в порядок. Мы три года вывозили мусор, потребовалось 200 КамАЗов. Гидроизоляция, посадка деревьев, асфальтовые дороги, освещение, укрепление набережной и пристани — все это требует времени и денег. Мы действительно заинтересованы в создании здесь музея, потому что это обеспечит турпоток в форт и зимой. У нас есть готовая экспозиция и разработан огромный макет форта по состоянию на 1913 год, однако все это уже четыре года лежит в архиве, потому что негде разместить. Вложились в вертолетную площадку, но ею изредка пользуются высокопоставленные лица, а так частная авиация у нас не развита. А проект вертолетного сообщения с финским городом Котка не состоялся, так как финны отказались вкладывать средства.

Однако Константин в частных руках — это положительный пример, и ему, можно сказать, повезло. Пока форт активно живет за счет туристических экскурсий. Кстати, за пять лет посещаемость форта возросла с трех до 90 тысяч посетителей в год.

Олег Романов, президент Союза архитекторов Петербурга:

— Сегодня частными лицами востребованы три из 17 фортов — Константин, Третий и Седьмой Северные, которые переданы в аренду. Есть проект использования форта Александр («Чумной») как театрально-культурного центра с залом на 600 мест. Обращались фирмы, готовые взять на себя форты Обручев, Риф и Первый Северный, но они просили помочь им придумать и развить там бизнес-составляющую.

rg.ru