Во время работ на южном склоне Храмовой горы в Иерусалиме группа археологов под руководством Эйлат Мазар из Еврейского университета обнаружила глиняный слепок личной печати Езекии, царя Иудеи, правившего в конце VIII века до нашей эры. По словам ученых, Езекия — одна из немногих библейских личностей, существование которой подтверждается археологическими находками. Об исследовании сообщается на официальном сайте университета.

Раскопки ведутся в археологическом парке Офель, который относится к Национальному парку вокруг стен Иерусалима и находится под защитой Управления природопользования Израиля. Авторы нашли глиняный слепок диаметром около одного сантиметра. По словам археологов, не пропустить такую небольшую находку помогло то, что грунт подвергали влажному просеиванию.

Артефакт содержит надпись на иврите: «Принадлежит Езекии, сыну Ахаза, царю Иудеи». Кроме того, на нем нанесены несколько символов: двукрылое солнце и два анха (коптских креста). По мнению археологов, первый знак обозначал божественную защиту, а два других символизировали жизнь. Ранее подобные артефакты встречались только в лавках старьевщиков и у перекупщиков.

Доктор Эйлат Мазар сказал: «Несмотря на то, что оттиски печати с именем царя Езекии с символом крылатого скарабея (жук-навозник) или с крылатым солнцем встречаются на рынке античных реликвий с середины 1990-х, это первый оттиск с именем израильского или иудейского царя, который вышел на свет божий во время научно-археологических раскопок». В Иерусалиме археологи обнаружили личной слепок печати библейского царя Езекии

Характерно, что символом Езекии на печати было именно солнце. Если в видоизмененном символе царской власти на царских сосудах присутствует мотив солнца с крыльями, простертыми в обе стороны, то на личном символе Езекии крылья укрывают солнце и смотрят вниз, а на конце каждого крыла — символ жизни. Благодаря таким символам жизни можно удостовериться, что личная печать царя изменилась после смертельной болезни, которую перенес Езекия (Шехина, II Kings 20:1–8), и символ жизни приобрел для него особенно важное значение (704 год до н. э.). Это свидетельствует о том, что слепок был оставлен в поздний период правления царя, когда он сменил свой предыдущий символ — скарабея.

В Библии про царя Езекию было сказано «и такого, как он, не бывало между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него» (Четвертая нига Царств, 18:5). Также он упоминается в тексте на призме Синаххериба — ассирийского царя, завоевавшего большую часть Иудеи, захватившего более 40 городов.

Несмотря на это, ему не удалось взять Иерусалим. Осаду городу помог пережить подземный ров, который Езекия приказал вырубить, чтобы иметь постоянный доступ к свежей воде.

sobor2008-narod.ru