При слове «замок» фантазия рисует величественные полуразрушенные сооружения на склонах гор и холмов, со высокими башнями и крепостными стенами, родом из средневековья. Однако настоящий средневековый замок строился в военных целях, практически не следуя эстетической функции. Но в последующие века замок потерял свое оборонительное предназначение и стал выражением роскоши и богатства, а зачастую и фантазии его владельца.

Второй волной строительства замков после Средневековья следует назвать XIX век. Весь XIX век был охвачен так называемым «замковым романтизмом». Это явление в архитектуре зародилось сначала в Англии, где оно достигло расцвета еще в XVIII в. В Европу оно пришло с некоторым опозданием, и было наиболее благодатно принято в немецких землях, где обрело национальную почву и тесно слилось с немецким романтизмом в целом. Романтизм возник как реакция на эпоху Просвещения. Он утверждал единение с природой и культ человека, его чувств. Главной ценностью в романтизме становится личность. Романтизм не принимает реальную действительность, считая ее «страшным миром», и потому тянется ко всему нереальному, мистическому, а также он обращается к прошлому, которое является в идеализированном флере. Человеку прошлого якобы были чужды технические новшества и неразрешимые проблемы современности, поэтому он жил в гармонии с природой и самим собой.

В «романтическом» XIX в. люди прятались от цивилизации в прошлое в первую очередь с помощью литературы. В этом время популярны готические романы — произведения А. Радклиф, Ч. Мэтьюрина. У состоятельного дворянства появляется другой способ «возвращения» в прошлое. Древние аристократические фамилии имели собственные замки и средневековые имения, которые зачастую находились в запустении. С волной романтизма в Европе начинается увлечение реставрацией старинных владений, которое отразилось и на фасадах, и в интерьерах. Подобная реставрация возвращала здания в первоначальный средневековый вид или старалась хотя бы имитировать его. Однако, некоторым было недостаточно одного лишь восстановления старых крепостей, и они, руководствуясь своей фантазией, возводили новые «замки», которые по своей сути являлись стилизованными под замки дворцами. Это было характерно для возникающего в это время стиля эклектики, при котором архитектурный облик здания терял связь с его функцией. Наибольшей популярностью пользовались неоготический и неороманский стили, как наиболее близкие к воображаемому Средневековью. При этом при реставрации часто использовался ненаучный подход. Нередко новый внешний вид отреставрированного здания имел мало общего с тем, каким он был изначально. Многие замки реставрировались или заново выстраивались не согласно их историческому облику, а том виде, каком владелец или архитектор представлял себе средневековый замок. Многие заимствованные элементы замка, бывшие функциональными в Средневековье, теряли свое назначение и превращались в декоративный элемент, зачастую сильно акцентированный для усиления драматического эффекта и впечатления от сооружения.

«Замковый романтизм» охватил всю Европу, проявив себя и в Германии (замки Шверин, Гогенцоллерн, Хоэншвангау),

и в Чехии (замки Глубока-над-Влтавой, Леднице),

и во Франции (замок Пьерфон),

и в Португалии (дворец Пена в Синтре),

и даже в России (Михайловский замок, усадьба Храповицкого в Муромцево).

Германия в XIX веке становится одним из ведущих центров искусства в Европе. После изгнания наполеоновских армий в немецких государствах распространяется движение против влияния французского Просвещения, возрастает интерес к национальному, в частности средневековому культурному наследию. Благодаря этому в Германии очень остро проявились противоречия между классицизмом и романтизмом.

В Германии в начале XIX века происходит оформление истории архитектуры как науки. В 1827 году Кристиан Людвиг Штиглиц, юрист, любитель искусств и писатель, выпустил «Историю архитектуры с ранней древности до новейших времен». Были разграничены и изучены стили архитектуры от Древнего Египта и античности до Средневековья и Нового времени. Кроме того, была осознана собственная история и архитектурное наследство. В связи с этим начинает свое развитие охрана исторических монументов. На территории немецких государств возникают «Союзы Отечества», которые занимаются защитой и реставрацией исторических зданий. Наибольший приоритет для реставрации имели романские и готические памятники. В это время приобретает популярность мысль о завершении недостроенных средневековых соборов и, в частности, их башен. Например, с 1842 г. возобновляются работы над Кёльнским собором. Карл Александр фон Гейделофф ратовал за сохранение исторического облика Нюрнберга. Были отреставрированы соборы в Бамберге, Регенсбурге, Шпейере, у которых была уничтожены поздние барочные элементы, благодаря чему они приобрели первоначальный вид. Однако при этом были утеряны и подлинные готические фрагменты.

В то же время немецкие правители и аристократия занимаются восстановлением замков на Рейне, а также выстраивают новые личные резиденции по средневековому образцу. Например, Кронпринц, а в будущем император Пруссии Вильгельм IV в. 1850—1867 гг. выстраивает заново свою родовую крепость — замок Гогенцоллерн, который, воспевая средневековою идиллию и воссоздавая романский рыцарский замок, должен был укрепить престиж правящего дома.

Одной из жемчужин немецкого «замкового романтизма» считается Шверинский замок (1845—1857 гг.), возведенный архитектором Георгом Адольфом Демлером по образцу замка Шамбор. Он сочетает элементы готики, Ренессанса и барокко.

Заслуживает внимания и замок Хоэншвангау в Баварии, поскольку он стал предтечей наиболее известного замка XIX века — Нойшванштайна. Хоэншвангау был официальной летней резиденцией отца Людвига II Баварского — короля Максимилиана II. До реставрации 1832 г. замок представлял собой руины крепости Швангау. Максимилиану II понравилось живописное место и романтические легенды, окружавшие его, и он выкупил эту землю. На месте развалин он приказал возвести новый замок в стиле неоготики. Над реставрацией замка работали такие известные мастера романтического периода, как Мориц фон Швинд, Доменико Квальо и многие другие художники. Следует отметить, что Доменико Квальо был театральным художником, поэтому Хоэншвангау производит впечатление некой сказочности и сценической декорации, а не реальной исторической крепости. Замок строился в течение пяти лет, и вскоре на склоне холма возник ярко-желтый замок с декоративными оборонительными башнями и зубчатыми стенами. Снаружи здание обильно украшено неоготическими деталями — заостренными навершиями окон и балконов, эркерными башенками, внешними воротами, которые становятся своеобразным театральным «занавесом». Символом замка стал лебедь, который ранее украшал греб прежних владельцев замка — графов Швангау. Стены интерьеров замка украшали декоративные фрески, навеянные средневековыми легендами. Эта «реконструкция», следующая духу и мотивам исконно немецкого национального искусства, была оппозицией эллинистическому и итальянскому направлению, начатому отцом Максимилиана, Людвигом I. Впрочем, сам Людвиг I при первом посещении замка в восторге воскликнул: «Это подлинный замок фей!»

В подобной полусказочной обстановке рос молодой Людвиг II, запоминая и впитывая окружающие его образы из древнегерманских эпосов. Впоследствии мотивы и нарочитая декоративность Хоэншвангау будут легко прочитываться в собственном замке Людвига Нойшванштайне — самом сказочном замке Европы.

style-epohi.ru