Замок XI века в Дордони достался дизай­неру Йорису ван Гринсвену не по наследству, а по соседству: он жил рядом, понравился прежним хозяевам и показался им достойным хранителем старых стен.

Голландский дизайнер и скульптор Йорис ван Гринсвен поселился в небольшой деревушке Коз-де-Клеранс на берегу реки Дордонь довольно давно. Но до поры до времени жил он в обычном, скромном, пусть и старинном, домике, им самим отреставрированном.

Хозяин замка, дизайнер Йорис ван Гринсвен, в саду со своими собаками Базиликом и Трюфелем.

В один прекрасный день четыре года назад к нему пришли соседи — хозяева замка Шато де Клеранс — и предложили купить у них великолепные руины, в которые с течением времени превратился построенный в XI веке замок.

«Он начал приходить в упадок уже после Французской революции — местные жители разбирали старые стены на камни для строительства своих домов. К 1930-му от замка остались только внешняя стена, ренессансная часовня и башня-донжон высотой в тридцать метров, — рассказывает Йорис. — Последние хозяева, семейство Лоран, законсервировали руины, но по-настоящему восстанавливать их не взялись. Решили продать кому то, кто сможет спасти замок. И выбрали меня».

Йорис взялся за обустройство новой жизни в старинных стенах с энтузиазмом: «Для меня это честь и привилегия. Я считаю себя скорее не хозяином, а хранителем шато». Прежде всего встал вопрос о том, где ему, собственно, жить: с пригодными для обитания помещениями в замке была напряженка. К внешней стене часовни, впрочем, примыкал деревенский домик XVIII века.

«Очень странный, крошечный и узкий: в четыре этажа, но с одной лишь комнатой на каждом», — вспоминает Йорис. Он решил проблему, пробив проем в стене часовни. Теперь в домике у него прихожая, спальня и кухня.

В часовне — открытая гостиная и антресоль, где Гринсвен работает. «Пространство, конечно, всё равно не слишком большое. Но мне и моим собакам вполне достаточно».

Мебель в интерьер Йорис подбирал без особенного пиетета. Вместо того чтобы набить пространство антиквариатом, он выбрал вещи классического дизайна, но выполненные из современных материалов — что называется, «необарочные».

«Это свежо и неформально. Старым домам нужна новая энергия, тогда они оживают. Интерьеры теперь все-такие серьезные и скучные, что скулы сводит. А я хочу, чтобы мебель меня веселила», — заявляет Гринсвен.

Умение обновлять старые стены пригодилось Йорису в профессиональной жизни: его брат купил по соседству шато XVIII века и попросил помочь превратить его в отель. Гринсвен пришел на помощь родственнику, и отель недавно открылся. «Получилось вроде бы неплохо. Ресторан по крайней мере так популярен, что даже мне надо столик за неделю заказывать», — жалуется дизайнер. Но на самом деле он не слишком расстраивается: мало какой ужин в ресторане сравнится с трапезой в саду собственного шато.