или

Замки ЭстонииНарвский замокHermanni linnus

Версия для печати

Архитектура

Первоначально Нарвский замок представлял собой крепость со стенами высотой 40 метров и башней. Это сооружение и было предком сегодняшнего замка Германа. В начале XIV века в северной части постройки был создан небольшой внешний двор. Уже через несколько десятков лет к западной части крепости был пристроен большой внешний двор. В случае войны в этом дворе местные жители находили убежище и защиту.

План Нарвского замкаПлан Нарвского замка

Основываясь на записях того времени, можно предположить, что стена, окружавшая замок, имела четверо ворот: ворота Виру — на западе, Скотопрогонные — на севере, Старые ворота, ведущие к порту, — на востоке и Водяные — на юге. Все ворота покрывались железными пластинами, а неподалёку находился подъёмный мост. Длина городской стены составляла около одного километра. Стена была укреплена семью башнями, и вокруг ней был выкопан ров. К концу того времени, когда крепостью правил Орден, городская стена была перестроена: ворота были укреплены, и добавилось несколько пушечных башен. Одну из них сегодня, после реконструкции, можно увидеть с западной стороны крепости.

К середине XVI века стало ясно, что защитные укрепления крепости Нарва безнадежно устарели и требовали срочного обновления. Хозяева города прекрасно осознавали это. Почти сразу после того, как русские войска завоевали Нарву, была создана деревянная модель Нарвской крепости, и вскоре началась работа по модернизации. Построенные защитные сооружения замка и городская стена словно дополняли друг друга и сливались в единое целое. Таким образом, созданное сооружение больше напоминало упрочнённый вариант предыдущего укрепления, чем создание новой линии обороны.

Башня Длинный ГерманБашня Длинный Герман

В каждом из четырёх углов городской стены были разрушены средневековые башни, и созданы насыпные земляные сооружения. В начале XVII века городская стена всё ещё поддерживалась при помощи земляных укреплений. В начале XVII века началось новое строительство оборонительных сооружений Нарвы. Были построены бастионы — последние из сооружений обороны. В основном бастионами называли расширенные насыпные земляные башни. Бастионы имели квадратные стены. В этот раз реконструкция сооружений была ограничена из-за того, что архитекторы попытались максимально использовать уже существующие укрепления, так, например, городская стена, созданная в Средневековье, была использована как часть бастионов, а земляные башни были использованы в качестве основы при постройке самих бастионов. Ворота Виру при реконструкции были закрыты. Действующими остались только Малые ворота, второе название которых — Старые береговые ворота. Скотопрогонные ворота в ходе реконструкции были восстановлены и укреплены башней внушительных размеров. Эти постройки завершили период строительства современных укреплений или, как его ещё называют, период черного пороха. Известняковую стену Криствал укрепили при проведении земляных работ. Эта стена сохранилась и до настоящего времени.

Внутренний двор замка НарваВнутренний двор Нарвского замка

На территории бывшего города Нарвы есть холм. Но на самом деле происхождение этого холма носит вовсе не природный характер: это развалины бастиона Королевский вал, где, как предполагается, просто сохранились остатки насыпной земляной башни.

Несмотря на весь капитал, вкладываемый Шведским королевством на протяжении почти полувека в оборонительные сооружения Нарвы, в середине XVII века королю Швеции пришлось признать то, что Нарва не сможет выдержать вооруженного нападения. Но город мог лишь укрепить уже существующие постройки.

В середине XVII века вновь началось интенсивное строительство. Именно в это время был построен новый бастион Врангель, направленный в сторону реки. Береговые ворота с восточной стороны стены были реконструированы и стали называться Новыми Воротами, позже переименованные в Темные Ворота, а Скотопрогонные Ворота на севере были укреплены с помощью башни. К укреплениям добавились позиции для пушек, на месте одной из которых сегодня развевается на ветру эстонский флаг.

Ворота в Нарвскую крепостьВорота в Нарвскую крепость


По приказу короля Швеции нарвские укрепления внимательно осмотрел Эрик Дальберг, выдающийся военный инженер. В отчете о проделанной работе Эрик отметил, что укрепления Нарвы находятся в крайне неудовлетворительном состоянии, и все существовавшие на тот момент планы по их усовершенствованию не соответствовали главным требованиям и были очень дорогостоящими. Эрик Дальберг лично разработал несколько версий модернизации и представил их королю. Король одобрил один из всех представленных проектов. Это произошло в 1683 году.

Эта разработка в своей основе содержала совершенно новую систему укреплений: существовавшие постройки в виде городской стены должны были остаться внутри зоны новых укреплений, и вследствие этого они теряли свою функциональность. Что же касается первоначальных построек, то только та сторона, которая выходила к реке, оставалась без изменений. Северная и западная части замка были существенно расширены.

 

План Нарвского замкаПлан Нарвской крепости

Строительство по новому проекту началось в 1684 году и продолжалось до завоевания крепости русскими в начале XVIII века. С наступлением войны строительство было прекращено, но основная часть задуманного была осуществлена еще до начала военных действий. Для того чтобы построить новые бастионы нужны были огромные вложения со стороны города: только за последнее время работы над осуществлением проекта трудились около 1500 работников, и за год в строительство было вложено 40 000 талеров. Это были огромные деньги для того времени. В целом строительство бастионов в Нарве обошлось в сумму, размером 900 000 талеров. Из-за таких колоссальных вложений в строительство, населённый пункт Нарва приобрел статус города, в котором располагалась самая мощная система оборонительных укреплений того времени.

 

Нарвская крепость в 1750 годуНарвская крепость в 1750 году

Шведами было построено 6 бастионов и одно укрепление под названием Спес, находящееся перед южной стеной крепости. Но правление шведов закончилось, и они не успели перестроить бастион Врангель и бастион Панкс. Полубастион Юстиция с северо-западной стороны не был достроен. Из пяти планируемых равелинов, которые предназначались для того, чтобы защищать бастионы, были построены только два. Строительство западных ворот также не было завершено. Достроили эти ворота лишь в 1822 году, когда крепость принадлежала Российской Империи. Эти ворота располагались в том месте, где сегодня в Нарву прибывают туристы из России.

 

Нарвские бастионы имеют мощные и высокие передние стены. Это является характерной особенностью системы. В их стенах располагались сводчатые туннели и двухэтажные казематы шириной 2 метра и 2,5 метра высотой. Свет проникал в казематы сквозь проемы в стенах. Эти проёмы находятся на расстоянии 7 метров друг от друга с отверстиями разной ширины для пушек или другого оружия. В каждом из казематов была вентиляционная труба, приспособленная для выхода дыма от оружия. Общая длина туннелей и казематов бастионов составляла около 1,5 километра.

 

Бастионы Нарвского замкаБастионы Нарвского замка

Каждый бастион был окружён рвом, воды в котором не было. Это явление больше свойственно современным укреплениям, и это давало возможность вооружённым воинам выстраиваться по линии защиты перед каждым бастионом.

 

Главные ворота города и крепости, Королевские ворота, были построены с северной стороны. Также до нашего времени сохранились Водяные ворота и Тёмные ворота. До настоящего момента сохранились бастионы Панкс, Виктория, Гонор, Глория, Фортуна, Триумф. На городских стенах можно заметить входы в казематы. Эти помещения закрыты для посещения, потому как сегодня они находятся под угрозой обвала.

59.375561x28.200016:7

↑ В начало

Добавить свой комментарий

Аватар пользователя Гость
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.