или

Крепости АбхазииАнакопийская крепостьАнакопия

Версия для печати

Анакопийская крепость — абхазская крепость расположенная в городе Новый Афон на одноименной горе. Крепость является наиболее полно сохранившимся древним укреплением на территории Абхазии.

Уже в 6 — 5 тысячелетии до н. э. на южном склоне Анакопийской горы возникло древнее поселение. На территории крепости обнаружены каменные орудия и грубая керамика этого времени. Это был новокаменный век в истории Анакопии. В отдельных раскопках Анакопийской крепости обнаружены керамические изделия, относящиеся и к бронзовому веку.

В IV—II вв. до н. э. на склонах Анакопийской горы существовало поселение городского типа, поддерживавшее торговые отношения со многими центрами Малой Азии и древней Грецией. Такое предположение находит подтверждение в обнаруженных в культурном слое городища многочислен-ных черепках привозной керамики — амфор, чернолаковой посуды.

В первых веках н. э. Западное Закавказье находилось под властью Римской империи. В III—IV вв. в сюда начинают вторгаться северо-кавказские горцы и кочевые племена готов, гуннов и др. Силы римлян, дислоцированные здесь, уже используются для подчинения местного населения и для защиты периферийных владений Восточноримской (Византийской) империи

Анакопийская крепость с высоты птичьего полетаАнакопийская крепость с высоты птичьего полета

В ее же интересах абазги и лазы обязаны были охранять перевальные проходы с севера. Это вполне соответствовало и интересам местного населения.

Для осуществления подобной обороны нужны были крепости и другие сооружения военно-стратегического назначения. На рубеже античности и раннего средневековья на территории Колхиды воздвигается ряд значительных укреплений, среди которых и Анакопия.

Анакопия одно из наиболее ранних укреплений Абхазии. Оно было выстроено римлянами и абазгами в IV — V вв. Однако, в интересах и при поддержке византийцев, в вассальной зависимости от которых находились тогда Абазгия, Апсилия и Лазское царство.

«Анакопия» в переводе с абхазского языка означает «изрезанная», «выступ», «иссеченный крутизнами». А люди, говорившие по-гречески, называли ее на греческий лад — Трахея, т. е. «суровокремнистая». Под названием Трахея Анакопия значится во многих источниках.

Недоступной и суровой казалась эта местность врагам, такой она предстает в описаниях современников. Так, в VI в. византийский историк Прокопий Кесарийский описал Анакопию, как наиболее значительное, сильное укрепление абасгов на берегу Эвксинского Понта. Эвксинским Понтом называли тогда Черное море, что означало «Гостеприимное «. Здесь, свидетельствует Прокопий, абазгам всегда удавалось отражать нападение врагов. Преодолеть неприступность этого места было не легко, что неудивительно. Только один проход вел в Анакопию и в остальную страну абазгов. Но и по нему нельзя было идти людям даже по двое в ряд. Приходилось идти туда один за одним, пешим и то с трудом. Над узкой тропой тянулась очень отвесная и грозная скала, идущая от лагеря до самого моря.

Анакопийская крепость на вершине горыАнакопийская крепость на вершине горы

Однако до сих пор не известны битвы или иные события в Анакопии, предшествовавшие знаменитой войне между византийцами и абазгами в 550 году. Видимо, Трахейское укрепление блестяще выполняло функции главной крепости.

Прокопий Кесарийский указывает на то, что в этом центре имеются «люди, говорящие по-гречески». Историк, вероятно, имеет в виду как собственно греческое население Трахей, так и тех абазгов, которые владели греческим языком.

Как известно, в античную эпоху на территории Абхазии, как и всей Колхиды, сравнительно широкое распространение получает греческий язык. Местные грамотные люди употребляли греческий в качестве письменного языка. Известная часть коренного населения также владела греческим.

Вместе с тем, греки составляли незначительную часть населения Трахеи. А абхазское население ее, владевшее греческим языком, представляли преимущественно знать, купечество и служители религиозных культов. Анакопия, особенно прибрежная часть города, была населена плотно. Дома абазгов были многочисленны. Они стояли друг от друга на близком расстоянии и, кроме того, были окружены со всех сторон своего рода стеною.

Начиная с V века, между Восточной Римской (Византийской) империей и Сасанидским Ираном шло соперничество за политическое и экономическое господство в странах Передней Азии, бассейнов Средиземного и Черного морей, за овладение торговыми путями, которые вели в Китай и Индию. В международной политике того периода особую роль играло Закавказье, в частности Колхида. В VI веке это соперничество вылилось в длительную, кровопролитную войну за утверждение в Колхиде. В событиях того времени активное участие принимало местное абхазское и картвельское население, боровшееся против завоевателей за свободу и независимость.

Одним из самых значительных событий середины VI века является антивизантийское выступление абазгов. Абасгия считалась вассально зависимой от Византии страной. В VI в. она состояла из двух областей. Каждая из них имела во главе своего правителя — базилевса. Такое деление страны вполне устраивало византийцев.

Чтобы утвердиться в соперничестве с Ираном император Юстиниан (527 — 565) пытался полностью подчинить себе Абазгию. Византийская экспансия в Абазгии начала принимать угрожающий характер, хотя поначалу императорский двор проводил сравнительно лояльную политику по отношению к Абазгии.

С возобновлением войны в Колхиде между византийцами и персами в 542 году Юстиниан послал в Абазгию свои войска. Они разместились в ряде приморских пунктов. Это было началом полного порабощения местного населения и, разумеется, вызвало его большое недовольство.

Местное население под предводительством царя Опсита, имевшего резиденцию в Трахее, восстало против поработителей. Это восстание произошло в 550 году н. э. Но завоеватели не были изгнаны из страны.

Вход в Анакопийскую крепостьВход в Анакопийскую крепость

Правитель восточной части Абазгии Опсита собрал всех абасгов и начал приготовление к отражению предстоящего нападения византийцев. В качестве союзников было решено взять иранцев. Для установления союзных отношений с ними туда была отправлена делегация. Ее возглавил другой правитель Абазгии — Скепарно.

Несмотря на то, что Абазгия представляла из себя сравнительно маленькую страну, византийцы считали ее покорение серьезным делом. Они давно знали о свободолюбии местного населения, а также о сложности ведения боевых действий в условиях горного рельефа страны. Кроме того, всем была известна неприступность Трахей.

Итогом стало жестокое сражение под стенами крепости. В результате абазги были побеждены и крепость взята. Исход сражения решили такие преимущества завоевателей, как численное их превосходство, хорошая вооруженность и тактика окружения абазгов. Сама крепость, хотя и считалась достаточно укрепленной, имела ряд уязвимых мест.

Последствия Трахейских событий оказались пагубными для абазгов. Они потерпели жестокое поражение и не добились заветной мечты — независимости. Значительная часть жителей Трахеи, в том числе женщины и дети, сгорела вместе со своими домами. Оставшихся в живых завоеватели полонили и сурово наказали. Часть их была продана в рабство. Главное укрепление абазгов было серьезно разрушено, все вокруг было подвергнуто страшному разорению.

Правитель юго-восточной Абазгии, военачальник, предводитель антивизантийской войны — Опсита вместе с остатками своих воинов эмигрировал к северо-кавказским гуннам, к своим союзникам. Он поддерживал с ними давние связи. Византийцы упразднили власть местных правителей и Абазгию подчинили непосредственно Восточноримской империи.

Со второй половины VII в. происходит процесс возрождения абазгов. Абхазские племена консолидируются, создается Абхазское княжество. Оно лишь вассально зависит от Византии. Некоторые исследователи даже считают, что в конце 7 в правители Абазгии становятся почти самостоятельными. Именно в условиях Абхазского княжества в 7 веке и были воздвигнуты стены, башни и другие части второй очереди Анакопийского комплекса.

Цитадель Анакопийской крепостиЦитадель Анакопийской крепости

В VII веке и первой половине VIII в. Анакопийская крепость служила центром и мощным опорным пунктом Абазгского (Западноабхазского) княжества.

Арабы, появившиеся на политической арене в 30-е годы VII века, воспользовались взаимным ослаблением Византии и Ирана. Они за сравнительно короткое время захватили целый ряд стран и народов Ближнего Востока. В начале 30-х годов VIII века арабский халиф Хишам назначил правителем Закавказья Мурвана ибн Мухамеда. Ему была дана 120-тысячная армия. С помощью этой армии он должен был подчинить себе местные народы.

В 736–738 гг. арабы разрушили многие города и крепости Восточной Грузии. После этого Мурван опустошил Южную Грузию. Он установил там свой режим и отправился в Западную Грузию. И вот, новое, угрожающее нашествие арабов во главе с Мурваном ибн Мухамедом.

Мурван, разорив всю Армению и Грузию, пришел вслед за картлийским правителем Миром и его братом Арчилом в Абхазию. Арабы хотели овладеть Абхазией и Эгреси, установить в этом регионе прочное свое господство, отделить их от Византии и Хазарии. А преследование Мира и Арчила явилось поводом для осуществления этого замысла.

Самым надежным местом защиты явилась Анакопия. И в Анакопии началось поспешное приготовление и мобилизация сил абхазов и прибывших туда грузин.

Арабские войска тщетно пытались взять штурмом этот укрепленный город. В Анакопии в это время находилось 3 тысячи воинов — 2000 абхазов и 1000 грузин. Но арабы не смогли их одолеть. Немногочисленный противник был мужественным и стойким. Неприступные стены Анакопии сорвали планы арабов. Тогда они решили взять крепость измором. Это тоже оказалось непосильной для них задачей. 6 месяцев защитники крепости отбивали атаки и штурмы во много раз численно превосходящего неприятеля. Но вот во вражеском лагере внезапно вспыхнула чума. Воодушевленные Божьей помощью защитники крепости разгромили все еще многочисенного, но упавшего духом завоевателя. Арабские войска не выдержали атак объединенных войск, и непобедимый полководец отступил из Абхазии, неся огромные потери.

Часовня Анакопийской крепостиЧасовня Анакопийской крепостиРешающую роль сыграла Анакопийская крепость, ее выгодное стратегическое положение и неприступность, давшая возможность мужественным защитникам крепости выстоять перед страшной силой завоевателей. Система оборонительных линий Анакопии возникла на опыте многих осад.

Летописцы также обращают особенное внимание на «чудодейственную» силу Анакопийской иконы богородицы. «Не рукотворное писание, а ниспосланное свыше, о котором никому не известно, кто нашел его на верхушке той горы, омываемой с юга морем и окруженной болотистыми лесами». После этого поражения враг под натиском местного населения вынужден был покинуть пределы Абхазии и Эгриси.

Таким образом, огромным для тех времен войскам Мурвана ибн Мухамеда, «по численности равным темной туче саранчи и комаров», под Анакопией противостояло три, а в лучшем случае пять тысяч абхазов и грузин. А арабы в то время, кроме численного превосходства, имели хорошее вооружение, они были оснащены всеми видами тогдашнего вооружения, в том числе тяжелой осадной техникой — катапультами, баллистами, стенобитными машинами, зажигательными снарядами (т. н. «греческим огнем»). А их стальное оружие, которое изготавливалось в Дамаске, славилось во всем мире.

В VII в. и до последней четверти VIII в. Анакопия, вместе со своей знаменитой крепостью, являлась не только столицей Абазгского (Западноабхазского) княжества, но была одним из значительных экономических, административных и культурных мест всего Западного Кавказа.

В VII—VIII вв. происходит интенсивный процесс консолидации абхазских племен-народностей. Абазгское княжество постепенно расширяет свои границы, усиливается в экономическом и политическом отношениях.

В начальный период становления Абхазского царства Анакопия оставалась его столицей. Затем стольным городом стал Кутаис. Но и после этого Анакопия продолжала оставаться крупным центром и портом в Абхазском царстве. Территория Анакопии расширялась и застраивалась новыми жилыми домами и общественными зданиями

В 786 г. абхазский князь (архонт) Леон II выходит из протектората Византии и объявляет себя царём.

В 778 г. в результате династического брака с пресёкшейся династией Лазского царства (ветвь Сасанидов) абхазские Аносиды освободили от арабов Лазику, то есть всю Западную Грузию вплоть до Лихского хребта и правят крупнейшим христианским государством региона более 200 лет.

В VIII–IX веках на склоне Анакопийской горы, как и в прибрежной части города, имелись значительные жилые постройки. Так, в раскопанных террасах на территории крепости обнаружено множество обломков строительного материала, черепица, кирпич, тесаные камни, куски штукатурки из известкового раствора с мелким песком. В этом же слое были также найдены известняковые колотые камни, морской гравий. По этому материалу предполагают, что в означенные столетия некоторые башни крепости были значительно разрушены и вновь восстановлены.

Анакопийская крепостьРуины одной из башен с видом на Черное море

К концу раннего средневековья частично достраиваются и совершенствуются некоторые элементы Анакопийского оборонительного комплекса.

В раннее средневековье Анакопия являлась одним из центров христианства на Западном Кавказе. Здесь имелись храмы VI–VII веков, о чем свидетельствует характер декорации анакопийских плит, близость их мотивов к раннехристианским. Более того, в Анакопии в VIII веке уже существовал храм. Это подтверждает сообщение о том, что осажденные арабами защитники города пользовались чудесным покровительством иконы Божией матери. Несомненно, что крепость, хранящая чтимую икону, имела и церковь.

В X—XI вв. Анакопия являлась одним из крупных экономических и культурно-христианских центров Абхазии.В это время к основному комплексу Анакопийской крепости были построены некоторые дополнительные укрепления. Укреплялись и достраивались некоторые основные башни крепости. Так, четырехэтажная башня южной стены внешней линии обороны в раннем средневековье состояла из двух этажей.

Начиная с 1008 г., когда к власти, являясь наследником абхазских царей по матери, приходит южногрузинский правитель Баграт из династии Багратионов в Абхазском царстве постепенно лидирующая роль переходит к картвелам, то есть восточногрузинскому языку и культуре. Вплоть до царствования Тамары Великой в титулатуре царей на первом месте стояло наименование «Царь абхазов».
Анакопия — этот город-крепость в это время становится объектом споров и столкновений между Византийской империей и Грузинским государством, в состав которого входило бывшее Абхазское царство.

В начале 30-х годов XI в. город-крепость перешел во владение византийцев. Именно в это время и была выстроена Главная Восточная башня. Долгие годы Баграт IV не имел возможности мобилизовать силы для освобождения Анакопии. Народная память сохранила множество красивейших легенд о неприступности Анакопии, об отваге и мужестве ее защитников. Согласно им лишь однажды хитростью и вероломством нанесли поражение защитникам Анакопии. 

Около 1046 г. грузинский правитель Баграт IV попытался силой оружия освободить Анакопию из-под византийской власти. В этом деле основной опорой грузинского царя было местное абхазское войско Цхумской области.

Новоафонский монастырьВид Новоафонский монастырь со стен крепости

Тбилисский эмират, в то время все еще подчинявшийся арабам, находился вне власти грузинского царя. Воспользовавшись удобным моментом, передовые люди Восточной Грузии после смерти арабского провинциального чиновника мобилизовали антиарабские силы для освобождения Тбилиси; Баграту, возглавившему эту борьбу, пришлось уехать в Кутаиси, где он собрал местные силы и двинулся с ними в Картли. Продолжение осады Анакопии было поручено Цхумскому воеоводе Отаго Чачас-дзе, вероятно, из феодального рода Чачба. Однако по всему видно, что местным силам и на этот раз не удалось изгнать византийцев.

Таким образом, Анакопия и после 40-х годов XI в. долгое время принадлежала византийцам. Она оставалась одной из баз на побережье. Ее стратегическое положение внушало византийцам мысль ремонтировать укрепления и строить новые крепостные здания. В общей сложности Анакопия находилась в руках византийцев около ста пятидесяти лет. За это время в Византии правили 11 императоров. Но, в конце концов, она была вынуждена покинуть Анакопию. В связи с натиском турок-сельджуков, внутреннее и внешнеполитическое положение Византии было значительно ослаблено, и она не в силах была удерживать Анакопию. Окончательное изгнание византийцев и освобождение Анакопии произошло при сыне Баграта IV, царе Георгии II.

Окончательное изгнание византийцев имело место в начале 80-х годов XI века, в последние годы царствования Георгия II. Это было уже видимо, в первые годы правления византийского императора Алексея I Комнина.

Освобождение в ХI в. «главной крепости Абхазии» Анакопии от византийского владычества Георгием II в. грузинской летописи отмечается как важное событие в истории абхазского народа. В это время Анакопия благоустраивается. Реконструировались и старые здания, а оборонительные сооружения совершенствовались дополнительными укреплениями. Черта города стала доходить до самого моря, где была устроена удобная гавань. Весь город обнесли новой оборонительной стеной, проходящей вдоль берега. Эта стена, ныне почти вся разрушенная морским прибоем, являлась четвертой линией обороны Анакопии. Третья линия обороны проходила от воротной башни второй линии по правому берегу р. Мысра (Агца) до берега моря и заканчивалась башней на естественной возвышенности над берегом моря.

Анакопийская крепостьЦитадель Анакопийской крепости

На месте современного Нового Афона находилась колония Генуэзской республики — Никофия (Nicofia) на реке того же названия (flum de aicofia).

Как известно, в Средние Века в ряде пунктов побережья Абхазии существовали генуэзские торговые фактории. Они были в Гаграх, в Пицунде, в районе Гудауты, в Новом Афоне, в Сухуме. В административном отношении эти абхазские торговые пункты, как и все генуэзские фактории на побережье Черного и Азовского морей, подчинялись городу Каффе (Феодосия). В определенное время Сухум являлся резиденцией протектора всех генуэзских факторий на Кавказском побережье.

Генуэзский торговый пункт, расположенный в Новом Афоне, являлся достаточно крупным факторием. Здесь итальянские купцы скупали у местных феодалов лес. Это были такие ценные породы древесины как самшит, красное дерево, каштан, грецкий орех. Они покупали также мед, воск, продукты земледелия и скотоводства, и, особенно, живой «товар» — рабов. Взамен генуэзцы местному населению привозили оружие, предметы быта, роскоши, ремесленного производства. Об известности и значении здесь генуэзского торгового пункта свидетельствуют итальянские карты XIV в. На этих картах в разных формах встречается название Анакопия. Она обозначается как Никофия, Никопсия, Анакуфа и даже Анакопия.

В средневековье Анакопию также называли Акалифис, Ниосохия, Никополь, Ахейзос, Никопия, Никопсис, Анакопси, Пханакопи.

Но со второй половины XVII в., в Абхазии усиливается турецкая экспансия. В Абхазии постепенно искореняется христианство. Анакопия опустела. Ее роль как крепости и религиозного центра стала незначительной. События XIX века (Русско-Кавказская и Русско-турецкие войны) имели трагическое значение для абхазского государства и его народа. В 1864 г. Абхазское княжество было упразднено, местное население вынуждено было покинуть Родину, а их земли щедро передавались новым колонистам. Так земли вокруг Анакопии были переданы Новоафонскому монастырю.

В начале XX века монахи Новоафонского монастыря частично разрушили стены крепости, возле южной стены построили жилой дом и здание гостиницы. Входную калитку снабдили лестницей, провели сюда дорогу. При ее строительстве они также повредили некоторые элементы второй линии обороны. Тогда же появилось нынешнее название города — Новый Афон.

 

Новоафонский музей боевой славы и крепостьНовоафонский музей боевой славы и башня крепости на вершине горы (на заднем плане)

15 сентября 2006 г. стал памятной датой в новейшей истории Абхазии. В этот день был положен первый камень реставрации на участке стены между 5-ой и 6-ой башнями второй линии обороны Анакопийской крепости. Спустя немного времени, в июне 2007 г. президентом Абхазии С. В. Багапш был положен первый камень реставрации на восточной башне. К 15-летию со дня победы народа Абхазии в войне была закончена реставрация памятника и он был открыт для посещения.

43.100105x40.796356:8

↑ В начало