или

Замки УкраиныОлесский замок Олеський замок

Версия для печати

Архитектура

Олесский замокОлесский замокВозвышение, на котором построен замок, служило основой укрепления. Ниже, по склону горы, проходил вал с частоколом, а дальше — еще одна линия обороны в виде вала со рвом, наполненным водой. На равнине были непроходимые болота, образовавшиеся от речки Либерции.

Строительство Олесского замка можно разделить на три основных периода. Первый — конец XIII-начало XIV в.: создание древнерусской, овальной в плане, крепостной стены, около 130 м по периметру. Второй период- XV-первая половина XVI в.: возведение внутри стен двухэтажного помещения в восточной части замка (до наших дней сохранились готические порталы и обрамление окон), часовни, башни в юго-восточной части двора, колодца посреди детинца. Третий период строительства замка — конец XVI-начало XVII в.: достройка и надстройка двухэтажных корпусов в восточном и западном крыле, трехэтажного здания с северной стороны замка, новой надвратной башни. В это время стены крепости были уже оштукатурены, высота их местами превышала 10 м.

Колодцем, упомянутым в 1511 г., пользовались до 1875 г.: тогда он обвалился и был засыпан. Вырубленный в мергеле на глубину 42 м, он существовал так долго потому, что был тщательно выложен камнем.

Самые большие изменения внешний вид замка претерпел в 1590—1620 гг., когда начинает применяться огнестрельное оружие. Меняется характер укреплений, средства защиты выносятся за стены, усовершенствуются валы, в их системе выделяются бастионные сооружения, следы которых с восточной стороны находят и теперь. Если раньше основным жильем служили деревянные дома, стоявшие за валом, а за крепостной стеной в небольших пристройках люди ютились только во время осады, то теперь замковые помещения расширяются, приобретают характер настоящего жилья. Внутреннее пространство детинца сильно сокращается, растут дома и вверх.

План Олесского замкаПлан Олесского замкаАрхитектурно-художественная выразительность старых крепостей проявлялась в соотношении объемов, словно дополнявших и повторявших абрисы холмов, на которых они строились.

Начиная с XVII в. все большее значение придается отделке плоскостей стен и башен, хотя в плане остается в основном цепочка тех же помещений, которые по традиции примыкают к оборонным стенам. Для их объединения местами строятся открытые галереи в виде ордерных аркад. Окна вторых этажей приобретают каменное обрамление, а двери — порталы; над воротами и в порталах размещаются гербы владельцев замков.

В XVII в. основные строения — дом старосты, помещения для охраны и служб, две конюшни, солодовня — находились по обе стороны дороги, ведшей в замок. Вдоль пруда, с северной стороны, в 1684–1687 годах были построены новые конюшни и каретная.

Инвентарные описи замка, сделанные во время продажи или передачи его по наследству, дают полное представление об отдельных интерьерах, образе жизни его обитателей. Узнаем, что войти в замковые ворота было нелегко: сначала нужно было пройти нижние ворота в частоколе, затем через мост — вторые ворота, идти по каменному мосту на шести арках, и лишь тогда перекинутый надо рвом мост приводил на детинец. Почти с середины детинца лестница вела на второй этаж в лоджию, и оттуда попадали в комнаты.

Аркада левого крыла была открыта к детинцу; позже последний пролет, который вел в часовню, замуровали. По стене, замыкавшей детинец со стороны Олеско, проходила крытая галерея, соединявшая два крыла замка. В воротах стояла большая пушка на колесах, в нише — камин для обогрева стражников, чуть дальше — вход «под своды». Помещения подвалов и первого этажа использовались для хозяйственных нужд.

Жилые помещения владельцев замка богато украшались. Исследования остатков декора свидетельствуют о том, что наиболее активно эти работы проводились во второй четверти XVIII — в начале XIX в. Интерьерам был придан дворцовый характер. Велика роль в их отделке французского скульптора Леблана, работавшего также и над оформлением парка.

Фрагмент экспозицииФрагмент экспозиции

В интерьерах появились новые камины и печи, стены покрывали лепниной, монументальными росписями или искусственным мрамором. Комнаты, в зависимости от своего назначения, а чаще — от декора, получали свои названия. «Портретной» стала называться комната, на стене которой были размещены королевские портреты, «европейской» — плафон которой украшала картина «Похищение Европы»; в «венской» находилась большая картина «Битва под Веной», а «зеркальную» украшали зеркала.

Помещения третьего этажа в правом крыле надстроены в начале XIX в. Тогда-то при реконструкции левой части снесено навершие большой башни, и высота постройки выровнялась. В конце XVIII в. маленькие домики поблизости замка начали ликвидировать

49.969000x24.899611:8

↑ В начало

Добавить свой комментарий

Аватар пользователя Гость
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.