В Ленинградской области реализуется масштабная музейная программа «От замка к замку — от крепости к крепости», призванная привлечь к фортификационным памятникам внимание туристов, создать в них культурную индустрию и наладить сотрудничество с финскими коллегами. Бюджет этого проекта впечатляет — около 1 миллиона 350 тысяч евро. Да и количество заявленных участников тоже: 5 крепостей в Ленобласти, 3 от Петербурга, 2 крепости в Псковской области и 5 крепостей с финской стороны.

Как и любая революция, пусть даже тихая и музейная, подготовка к ней ведется давно — с 2002 года — в рамках ежегодного Российско-Финляндского культурного форума, объединяющего крепости и замки юго-восточной Финляндии и северо-запада России. С российской стороны это — Государственный музей истории Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость и крепость «Орешек»), Музейное агентство Ленобласти (Выборгская крепость, Ивангородская крепость, заповедник «Старая Ладога», крепость «Корела», (крепость Копорье), Музей истории Кронштадта, Изборская крепость и Псковский кремль. С финской стороны: крепости Свеаборг (Суоменлинна), Савонлинна, Лапеннранта, Каяни, замок в Турку и другие.

МНОГО ДЕНЕГ, МНОГО ПЛАНОВ

Пока деятельность музейных работников, как и положено истинным революционерам, для обывателя незаметна. Хотя деньги на программу «От замка к замку — от крепости к крепости» выделяются немалые. По словам директора Музейного агентства Ленобласти Надежды Жуковской, бюджет на 2011–2013 годы составляет около 1 миллиона 350 тысяч евро. Причем основную часть финансирования взял на себя Евросоюз в рамках программы приграничного сотрудничества. Доля России — всего 500 тысяч евро. Цель программы — научить музейных работников как российских, так и их финских коллег организовывать досуг туристов, и рекламировать вверенное им культурное наследие за пределами отечества. А местное сообщество извлекать выгоду из соседства с памятниками, а также вносить посильный вклад в их сохранение. А если говорить менее формализовано — научить и тех, и других зарабатывать деньги.

Эта программа своеобразный бизнес-инкубатор, призванный помочь депрессивным районам, к которым относится и юго-восток Финляндии, и Ленобласть, в развитии туриндустрии и рассчитанный на создание новых рабочих мест, поясняет заместитель директора по научной работе Музея истории Санкт-Петербурга Юлия Демиденкова.  С этой целью раз в полгода проводятся российско-финские форумы. Отдельно музейных работников обучают сотрудничеству с малым бизнесом, администрированию и созданию культурной индустрии. Так, чтобы, например, в средневековой крепости и сувениры, и интерьер в кафе был соответствующий — средневековый, и одежда персонала, и меню. Вот, в Ивангородской крепости, предположила Татьяна Балт, в качестве сувенира могли бы для туристов изготавливать монетки — копии тех, что были в ходу в XV веке.

Хотя здесь кроется один нюанс: российские сотрудники музеев и их зарубежные коллеги находятся явно в неравнозначных условиях. Большинство фортификационных памятников в Ленобласти больше всего нуждаются в реставрации. И тем не менее речь о каких-либо восстановительных работах не идет. «От замка к замку — от крепости к крепости» создавалась и разрабатывалась Евросоюзом, финансируется по большей части на средства ЕС и рассчитана, прежде всего, на требования и нужды ЕС. Даже оборудование закупаемое по этой программе должно быть произведено не в Китае и не в Индонезии, а на территории Евросоюза.

ОТ ТЕОРИИ — К ПРАКТИКЕ

Но возвращаясь к процессу обучения отметим, что по его завершению все участники программы должны получить соответствующие дипломы в университете Йоэнсуу, Финляндия, регион Северная Карелия. Помимо этого, ожидается, что малые предприниматели научатся создавать туристические продукты в соответствии с историей и атмосферой окружающей конкретные памятники культуры, а музейные сотрудники привлекать коммерсантов к своей деятельности. Для чего планируется сделать сводную базу данных — инфоцентр по культурным индустриям, в которую внесут всех мастеров, их контакты, профиль деятельности, типы сувениров, а также клубы реставраторов и заинтересованный в туриндустрии малый бизнес т. д., а потом будут привлекать их к организации досуга туристов. Это и проведение ярмарок, праздников, и специальные экскурсии, а также решение вопросов, касающихся размещения и питания.

Также в рамках сотрудничества будет опубликован путеводитель на русском, финском и английском языках по крепостям и замкам юго-восточной Финляндии и северо-запада России, аналогичное издание было несколько лет назад и пользовалось хорошим спросом. Еще одна книга будет посвящена легендам, возникшим вокруг этих фортификационных укреплений. Но все это — и книги, и инфоцентр — в будущем, сейчас идет только сбор материала. В этом году единственным продуктом программы «От замка к замку — от крепости к крепости», который станет доступен для туристов, будут совместные ярмарки, которые по очереди проведут все крепости и на которые будут съезжаться мастера из регионов, участвующих в программе, а также проводиться презентации музеев.  Приурочены они к значительным акциям на территории крепостей, например, к «Копорской потехе» в последние выходные июня, или «Майскому древу» в Выборге, или дню взятия Нотебурга (нынешнего Шлиссельбурга) в сентябре.

ТЕМ ВРЕМНЕМ…
В целом российские музеи воспринимают эту программу положительно, более того они специально добивались включения в нее, хотя на какой-либо быстрый результат и не рассчитывают. Во-первых, потому что Россия и Финляндия существуют в разных финансовых и юридических условиях, отмечает Юлия Демидова. Во-вторых, потому что российские музеи и так уже давно и разрабатывают свою сувенирную продукцию и проводят различные ярмарки и праздники, на которые приглашают коллег из-за рубежа. И в третьих, потому что есть более насущные проблемы. Так, например, Копорье до сих пор не получает федерального финансирования, и существует на средства, выделяемые администрацией Ломоносовского района. Этих денег не хватает даже на зарплату всем сотрудникам музея, не говоря уже о реставрации крепости. Все необходимые расходы покрываются оплатой от посещения этого фортификационного памятника. Также, например, в Копорье пока нет помещения ни для музея, ни для инфоцентра, ни для сувенирной лавки, так что вопрос о том, где все это будет находиться остается открытым. 

И Копорье не единственный пример. «Орешек» в Шлиссельбурге, выражаясь музейным языком, «руинизирован», к этому добавляются и проблемы с организацией переправы к островной крепости. Но как отмечает Юлия Демиденко, Россия — страна долларовых миллионеров. И рассчитывать на средства ЕС для реставрации наших памятников просто неприлично.

Источник: 47news.ru